Благодарю за поддержку. В течение часа вам придет письмо с кодом. Ok

Acid House

георг палладьев

В один день середины 80-х к Рону Харди подошли двое молодых ребят и передали ему кассету со своей новой записью. И хотя диджею-резиденту Music Box, знаменитому экспрессивному эклектику-электронщику, видавшему дикие ритмы и необычные звуковые сочетания, трек кажется чересчур странным, он включает его в свой плейлист. В первый раз композиция не вызвала у зала вообще никаких эмоций кроме отрицательных; танцпол опустел и публика просила поставить что-нибудь привычное. Но Рон был опытным диджеем и знал, что треки не всегда выстреливают при первом прослушивании и поставил его еще раз несколько песен спустя — в толпе были замечены признаки любви к музыке. Когда Рон Харди поставил его в четвертый раз за ночь — публика ревела, сходила с ума и тянула руки вверх. Так миру был представлен эйсид хаус.

Phuture — Acid tracks 1985

Авторы Натаниэль Пьер Джонс, Герберт Джексон, Эрл Cмит мл.
C мини-альбома Acid tracks (1987), лейбл Trax Records

Классического эйсид хауса не существует без бас-генератора Roland TB-303 (номер модели легендарного агрегата станет синонимом обозначения эйсид хаус треков и всего, что связано с этим жанром). Изначально он создавался как вспомогательный инструмент для ритм-машины Roland TR-606 и имел схожий с ней дизайн, но из-за высокой цены (порядка 400 $) плохо продавался и в 1984 году, по прошествии восемнадцати месяцев производства, проект закрыли. Большинство созданных за все это время десять тысяч экземпляров «триста третьего» отдавались на барахолках и мелочевках за смешные деньги.

DJ Pierre

Как и положено великим открытиям, эйсид хаус был открыт случайно — с помощью проб и ошибок. Диджей Пьер рассказывал, что однажды его друзья Эрл Спанки и Герберт Джей, с которыми он составляли трио Phuture (название, как говорят, дань чикагскому разговорному), приобрели 303-й Роланд и пытались его освоить. Они были новичками в музыке и всего лишь хотели добавить к своим композициям басовую подложку. Эрл Спанки обладал талантом выстраивать ритм на драм-машине, но понять, как работает бас-синтезатор было выше его сил. Поскольку агрегат был куплен с рук и инструкции не имел, Пьер, после недолгих нажатий на кнопочки, начал наобум крутить ручки, располагающиеся в верхней части генератора. Эрл сразу насторожился: «Что ты делаешь?» — спросил он Пьера. «Я кручу ручки», — ответил Пьер. «О, круто, продолжай», — вдохновлено ответил Эрл и включил в такт игры бас-генератора две роландовские драм-машины нового поколения: TR-707 и TR-727. По словам Пьера, они записали где-то тридцать-сорок минут кислотного соло, восклицая во время процесса «Круто-круто!».

Композиция была написана в 1985 году, но издана только в ‘87-м — все эти два года эйсид хаус и его пионеры находились в подвешенном состоянии. Маршалл Джефферсон, который взял ребят под свое крыло, курировал их работу, помогая советами (снизить скорость трека со 125 до 120 ударов в минуту — нью-йорская публика может не принять; оставить композицию полностью инструментальной и прочее) подписывает треки ребят на лейбле Trax Records. К тому времени их главный опус In your mind был уже широко известен в Чикаго, особенно в клубе Music Box, где его заводил Рон Харди и где публика называла композицию Acid track (есть версия, что поскольку посетители не знали ни создателей композиции, ни ее названия, авторство трека приписывали Харди и именно это обстоятельство побудило ребят из Phuture выпустить-таки винил официально, но под широко известным именем).

Larry Sherman

По словам Эрла Спанки, фактический глава Trax Records Ларри Шерман не понимал хаус вообще (его интересовала финансовая составляющая дела), а ушами Ларри был Маршалл Джефферсон, который настоятельно советовал Шерману выпустить трек. «Но там же нет слов», — перекривляет Джефферсон голос Ларри . «Да, но то же самое ты говорил и о Can you feel it», — ответил Маршалл в том диалоге.

Fingers Inc.
Can you feel it
1988

Джефферсон говорит о Ларри Херде, который под псевдонимом Mr. Fingers принес на издание несколько своих треков и Маршаллу приходилось пробивать глухую оборону Шермана. Вокруг Trax Records и самой его главной фигуры ходит много не самых лучших историй и одна из них такова, что Херд хотел аванс больше, чем обычно выдавал Шерман (по словам владельца музиздата, музыкантам выплачивалось порядка 3 000 $) и поэтому Херду пришлось продать все права на треки, не получив ничего взамен. Слушатели же обрели композицию, которая уверенно входит в десятку первых эйсид хаусных треков.

Mr. Fingers — Washing machine 1986

Автор Ларри Херд
C мини-альбома Washing machine, лейбл Trax Records

Sleezy D. — I’ve lost control (Space side) 1986

Автор Маршалл Джефферсон
C сингла I’ve lost control, лейбл Trax Records

Marshall Jefferson

↑ Одна из первых эйсид хаус записей, выпущенных на виниле (за год до официального релиза Acid tracks). Она-то и породила непрекращающиеся споры на тему, чей трек был по факту первым: I’ve lost control или Acid tracks. Маршалл и Слизи Ди создали шероховатый шедевр с сырым кислотным звучком, а неровное психическое состояние удерживают фразы съехавшего с катушек толкателя ЛСД.

Автором термина acid house считается Герберт Джей, состоявший в лучшие годы в трио Phuture. Но это уже следствие. Причиной связывания эпитета acid с новым подвидом хаус-музыки специалисты видят в клубе Music Box, где так активно продвигался In your mind, и где в напитки посыпали ЛСД (в подпольных клубах запрещалось официально разливать спиртное). Считалось, что так музыка воспринимается лучше, любовь к окружающим сильнее, а одинокие всегда могут найти себе пару на ночь. Жаргонное обозначение ЛСД в Штатах, где он был впервые синтезирован, — acid, как сокращение от диэтиламида d-лизергиновой кислоты. Существует версия, что первоначально слово acid в хаусе от выражения acid burn — это когда один музыкант заимствует фрагменты чужого трека и использует его в своих композициях или на выступлениях. Касательно самого эйсид хауса данная теория разваливается, однако она применима к чикагскому хаусу на ранней стадии (‘84—86 годов) и даже деятели чикагской сцены признавали, что использовали отрывки из диско-записей при создании собственных композиций.

  1. chicago house

Маршалл Джефферсон утверждает, что наркотический ореол в слове acid прямого отношения к употреблению химии не имеет. В том смысле, что звучание Acid tracks было настолько необычным и настолько похожим на то, как если бы кто-то глотал ЛСД и слышал бы музыку иначе, что это и породило ассоциацию с лизергидом. Некоторые говорят о том, что им, при прослушивании бульканья и хлюпанья Acid tracks, представлялась картина, когда в чан с напитком кидается реагент, что вызывает химическую реакцию наподобие кипения жидкости.

Larry Heard

Mr. Fingers — Acid attack 1988

Автор Ларри Херд
C альбома 6 track EP, лейбл Jack Trax

Phuture Phantasy Club — Slam 1988

Авторы Натаниэль Пьер Джонс, Герберт Джексон, Эрл Cмит мл.
C сингла Slam / Spank spank, лейбл Low Fat Vinyl

Образец эйсид рока 1968 года

Ларри Шерману первый трек Phuture напомнил звучание эйсид рока — разновидности психоделического рока, главными фигурами которого являются Джимми Хендрикс, Айрон Баттерфлай, ранние Пинк Флойд, а с ними еще ряд музыкантов. Acid rock характеризуется обильным применением спецэффектов с мощными музыкальными пассажами, а его композиции вгоняют слушателя в гипнотическое состояние. (Очевидная параллель: эталоны эйсид хауса завораживают не меньше.) Сам же психоделический рок возник в Сан-Франциско — мекке хиппи и бунтарей в середине шестидесятых. Его появление связывают с химическими экспериментами музыкантов, когда в дыму и угаре рождалась новая музыкальная реальность. Термин «психоделия» исходит от применения ЛСД на пациентах в целях расширения сознания на сеансах психотерапии. Тема эйсида в роке продолжает начатое в психоделическом — от применения ЛСД и «трипов»: впечатлений от путешествия в иную действительность под действием химически-стимулирующих веществ.

  1. goa trance

При всей кажущейся сложности и потусторонности звучания, получение кислотного соло не было столь сложной задачей. Зато звук подавался на выходе стопроцентно экзотический. Главный виновник кислотной истерии конца восьмидесятых, TB-303, обязан своей славой чипам в микросхеме, что создают простую звуковую волну; и пяти ручкам в верхней панели прибора (не считая регулятора тембра), которые отвечают за частоту среза звуковой волны, ее резонанса, уровня огибающей, затухания и акцента. При нехитрых манипуляциях музыкант получал кислотный звучок любой степени pH.

Armando

Armando — Land of confusion 1987

Автор Армандо Гэллоп
C компиляции Acid house (1988), лейбл Jack Trax

Armando — 151 1988

Автор Армандо Гэллоп
C компиляции Acid house (1988), лейбл Jack Trax

В 1988 году эйсид хаус официально в Британии. Музыкальное издательство Jack Trax, которое уже на протяжении года выпускает одноименные компиляции с треками как американских, так и английских новаторов в жанре хаус-музыки, лицензирует за океаном восемь треков и сдает в печать сборник Acid House со смысловой обложкой. Публика взвыла. Британцы знали об эйсид хаусе (равно как и о самом хаусе) еще давно — чемоданы c пластинками из Штатов укатывают в сторону Ибицы уже несколько лет и там уже начинает происходит что-то интересное по части клубной культуры, там вовсю развивается балеарский хаус. Но именно дома не хватало звуковой легализации.

  1. balearic house

Центр хаус-музыки в Британии — Манчестер, на северо-западе страны. В Лондоне традиционный хаус не радовал публику, а скорее ее больше раздражал — для них он был продолжением диско и ассоциировался, в первую очередь, с гомосексуалистами. Там больше любили хулиганистый хип-хоп и смесь из грубого фанка, соула и джаза. В Манчестере к 1987 году уже существовал клуб, в котором бывшие отдыхающие с Ибицы тянули руки вверх под хаус — это Delirium. Но там к любителям заморского новшества (а его ставили не всегда) относились очень настороженно и поэтому компания молодых людей в лице Йэн Сент-Пола, Дэнни Ремплинга с супругой Дженни и Пола Окенфолда пытались создать свое сообщество (с преферансом и путанами), в собственно обустроенном помещении, под любимую музыку и, обязательно, в Лондоне. Пол Окенфолд и Йэн Сент-Пол проводили вечеринки Future в пристройке гей-клуба Heaven, а чета Ремплингов в конце ‘87-го открывает клуб Shoom — легендарное заведение, что окажет решающее влияние на развитие эйсид хауса в Соединенном Королевстве.

Armando — Downfall 1988

Автор Армандо Гэллоп
C компиляции Acid trax. Volume 1, лейбл Jack Trax

808 State — Flow coma 1988

Авторы Джеральд Симпсон, Грэхам Массей, Мартин Принс
C альбома Newbuild, лейбл Creed Records

808 State в первоначальном составе: Graham Massey, Gerald Simpson, Martin Price

Shoom был очень закрытым местом, где действовал жесткий отбор желающих потусоваться и какое-то время он даже был, своего рода, элитарным клубом, где играла такая музыка, которую больше нигде не услышишь. Там же и нашел свой дом дилер, что продавал экстази всем жаждущим острых ощущений. Экстази в «Шуме» появился не случайно: несколько месяцев назад Ремплинг, Окенфолд, Джонни Уокер и Никки Холлоуэй поняли на Ибице, когда закинулись заветными веселыми таблетками, как при угаре самая разная музыка приобретает свое очарование. В одном из клубов, где танцевала четверка британцев, звучали треки из Чикаго — первые хаус-пластинки, завезенные в Европу.

Александр Шульгин с супругой

На Ибицу же экстази завозился из Штатов. Его научное название — метилендиоксиметамфетамин или сокращенно МДМА. Впервые его синтезировали в 1912 году, но не смекнули сразу, что с ним можно сделать. Затем, в виду известных политических и военных потрясений, о психоактивном соединении забыли, к тому же в работе первооткрывателя-немца Кёлиша, об МДМА говорилось как о побочном продукте синтеза другого вещества. Во второй половине 60-х экстази был получен повторно и опробован на себе химиком русского происхождения Александром Шульгиным. Ощущения от приема поразили белого русского. МДМА дарил теплые ощущения, вызывал искреннюю любовь и сочувствие к проблемам окружающих. Понимая, что исследование могут запросто свернуть, Шульгин старался не придавать огласке своему созданию, ушел из государственной конторы, основал свою, приобрел лицензию на исследование (благо статус видного химика позволял это сделать) и принялся изучать эффект от приема МДМА. Совсем скоро вокруг него сложилась небольшая группа людей, которые добровольно записывали свои впечатления от приема химиката, находясь в поместии Шульгиных (Александр вовлек в дело и свою любящую супругу). Идиллия эстетических исследований в спокойной обстановке продолжалась до конца 70-х, когда Шульгин дал попробовать препарат психологу Лео Зоффу, который уже собирался уходить на пенсию. Тот рассказал об МДМА еще 4 000 своим коллегам. Цепная реакция сарафанного радио была положена.

Слово о существовании экстази передавалось шепотом — у многих ученых перед глазами была картина ЛСД, который тоже использовался для сеансов психотерапии для «расширения сознания» и исследования которого были запрещены, когда лизергид утек в массы и стал просто инструментом для получения немедленного кайфа. Однако, в начале 80-х группа химиков так называемой «Бостонской группы» принялась изготавливать МДМА в промышленных масштабах. Первым открытый доступ к химикату получил штат Техас, где любой желающий мог бесплатно заказать колеса по телефону. Экстази быстро стал пользоваться популярностью в барах и клубах крупных городов штата — в Далласе и Форт-Уэрте. Вскоре МДМА был завезен в Европу, а вместе с ней — и на Ибицу, которую довольно-таки быстро прозвали «островом экстази». Наконец, в 1985 году, в Штатах ввели запрет на производство, продажу, распространение и исследование экстази. Но поздно: формулы уже известны предприимчивым людям.

Adonis — Acid poke 1988

Автор Адонис Смит
C сингла Acid poke, лейбл Desire Records

Bam Bam — Where is your child 1988

Автор Крис Уэстбрук
C сингла Where is your child?, лейбл Desire Records

Bam Bam

В Британии запрет на экстази ввели еще в 1977 году, когда полиция совершила облаву на одну подпольную лабораторию, что занималась производством химических стимуляторов, не состоящих вне закона. У будущих заключенных нашли формулы создания МДА — метилендиоксиамфетамина — очень схожего с экстази психоделика, который очень часто продается под видом МДМА, хотя эйфория от нее менее интенсивная, но зато уровень эмпатии (сопереживания) выше, из-за чего МДА называют наркотиком объятий (hug drug). Тогда правительство Соединенного Королевства включила МДА и его производные в список незаконных химических препаратов. Кстати, об эмпатии. Брюс Айснер, работая над книгой «История МДМА», беседовал с неназвавшим себя распространителем экстази, который и дал ему такое название и объяснил, почему с ним он будет продаваться лучше: «Конечно, эмпатия — это более точное определение, но как ты думаешь, много ли людей знают, что это такое?». И в чем-то он прав: свое безумно сексуальное название химикат оправдывает — множество людей с ним испытывали непередаваемый восторг, безграничное воодушевление, безумную радость. Большинство впервые опробовавших экстази и вправду пребывали в состоянии экстаза, а некоторые даже признавались, что почувствовали себя счастливым только сейчас (то есть впервые в жизни).

Тот самый смайлик-логотип. Автор: Harvey Ball

В начале 1988 года у клуба Shoom появился свой постоянный логотип — желтая улыбающаяся рожица. До этого знаком служило вытянутое по вертикали сердце с вписанными в него и повторяющими его контур буквами с названием заведения. Односторонние открытки в форме сердца с информацией о том, кто сегодня играет и во сколько, распространялись среди своих людей. Дэнни Ремплинг рассказывал, что идея со смайликом пришла к нему в голову, когда он повстречался со своим знакомым дизайнером одежды, на котором был круглый значок с улыбкой. «Да! Вот оно!» — восклицал хозяин клуба, — «Как раз вот этот смайлик и подмечает, что происходит вокруг: одни улыбки и позитив!». С тех пор рожица стала неотъемлемым атрибутом оформления на листовках «Шума». Графический рисунок смайлика вообще (или, как его называют, смайли — smiley) был создан в 50-х годах, но свой законченный иконический образ он приобрел в ‘63-м, когда дизайнера средних лет Харви Болла, попросили создать логотип для страховой компании с одновременной вложенной в него мотивацией, что все будет хорошо. Болл очертил круг, залил его желтым, нарисовал два глаза-точки и добавил длинную дугу с ямочками — всего-то, но именно этих простых движений хватило, чтобы символ ушел в массовую культуру и стал воплощением сначала движения хиппи во второй половине 60-х, а затем и эйсид хауса в конце 80-х. Одно из названий смайли — happy face — и действительно: смотришь на фотографии с рэйвов и ни одного хмурого лица, только радость и позитив

Известный слоган «Не кидайте бомбы, а закидыватесь эйсидом» от авторов хулиганистого фанзина Boy’s Own, который расписывал клубную культуру Лондона и где анонимно печатался Окенфолд

Существует версия, что популяризации приращение смайли к эйсид хаусу в Британии поспособствовала серия комиксов «Хранителей» (Watchmen), которая к тому времени вышла в виде графического романа. Серия состояла из 12 выпусков; первый вышел в сентябре 1986 года и содержал на обложке всем знакомую желтую рожицу с окровавленной минутной стрелкой.

Также на рубеже 1987 и 1988 года выходил счастливый выпуск (happy issue) культового музыкального и модного журнала i-D (логотип и название которого сами подмигивают своим читателям) с огромным желтым смайли на черном фоне и призывом Get up! Get happy! (если дословно, то «Вставай! Будь счастливым!», а если отвлечься — «Проснись и пой!»). Так что тема улыбающихся лиц витала в воздухе Британии того времени достаточно отчетливо.

Дружба начинается с улыбки :-)

Laurent X — Machines 1989

Авторы Марк Империал, Винни Дивайн
C мини-альбома Machines, лейбл House Nation Records

Spanky — Acid bass 1989

Авторы Натаниэль Пьер Джонс, Эрл Смит мл.
C компиляции Acid trax. Volume 3, лейбл Trax Records

В июне 1988 года открывается клуб Trip. Его название уже в открытую заявляет, что происходит внутри заведения — экзистенциальные путешествия внутрь себя под действием химических стимуляторов. «Трип» был вторым известным ночным заведением, где ставили только эйсид хаус. К тому времени музыканты, увидевшие бешенный спрос на кислотные звучки, ринулись осваивать 303-й Роланд, вследствие чего, как говорил Маршалл Джефферсон, явились миру больше пяти тысяч записей подобных Acid trax. Не особо понимаемый на родине, пластинки с эйсид хаусом сметали в музыкальных магазинах Британии и выжидали очередной поставки виниловых дисков из Штатов (впрочем, эйсид хаусом уже активно занимались и в Королевстве). Если с пластинками дело было еще туда-сюда, то экстази на острове катастрофически не хватало. Безумный и безудержный спрос рождал предложение. Все больше посвященных в тайну беспричинного счастья хотели прочувствовать его. Все больше молодежи жило от пятницы до пятницы, доживало до выходных, чтобы отдаться клубной жизни, забыть о работе и не думать о проблемах. Еще вчера обычные люди, а сегодня они — предприимчивые коммерсанты — отправлялись на Ибицу или Амстердам (там МДМА запретят только в начале девяностых) за экстази, налаживали связи, пути сообщения и снабжали британскую молодежь счастливыми колесами.

В клубах было все хорошо: выпивка, хорошие люди, цветное мороженое в тоненьких пластиковых пакетиках, любимая музыка, экстази любого окраса, но британский закон запрещал любую деятельность клубов позже двух часов ночи. Для раздухоренных клаберов это было пыткой, порчей малины, настроения и всего вечера. Тут на помощь пришла смекалка: если нельзя легально — будем нелегально. Легенда гласит, что первые подпольные эйсид хаус вечеринки с огромным количеством народа происходили в Манчестере (во время буйства эйсида и яркой вспышки смеси рока с хаусом его прозвали Madchester) — крупнейшем индустриальном городе Великобритании. Там и нашли какой-то пустой ангар на отшибе города, завезли аппаратуру, позвали людей и устроили party. Так было положено начало рэйвам. Жаргонному определению rave уже больше полувека, однако его смысловая часть всегда была связана с активным отдыхом. В конце 50-х в среде лондонских битников рэйв означал «безумные богемные вечеринки» (богемные — от интеллекта). Потом пришло время психоделии, хиппи, а затем рэйв стал означать то, к чему мы привыкли — огромную дискотеку в не менее огромном помещении или на открытом воздухе. Одно из значений слова rave — неистовство, необузданный энтузиазм, бессвязная речь (в некоторых изданиях попадается и «говорить как в бреду»).

A Guy Called Gerald — Escape 1988

Автор Джеральд Симпсон
C мини-альбома Voodoo ray, лейбл Rham!

L.A. — L.A.’s music 1989

Авторы Натаниэль Пьер Джонс, Эрл Смит мл.
C компиляции Acid trax. Volume 3, лейбл Trax Records

Fast Eddie — I can dance 1988

Автор Эдвин Смит
C сингла Hip House / I can dance, лейбл Westside Records

Fast Eddie

Наверное, именно в конце 80-х рэйв — это то, что он значит. Толпы людей в белых футболках с желтыми смайликами и фразами Shoom и Trip with aciiid, Where is the acid party?, со свистками в зубах, в руках светящиеся трубочки, на голове модные панамы, яркие повязки на лоб, банданы, узористые тюбетейки или кепки с прямым козырьком. Те, кто без головных уборов — с волосами творится черте что. На футболках жилетки всех мастей, джинсовые рубашки, джемпера, свитеры (все с подвернутыми рукавами), ниже спины — серферские шорты, мешковатые штаны, светлых оттенков брюки с высокой талией и подвернутыми манжетами или самодельно обрезанные джинсы выше колен. На глазах темные очки, чтобы не жмуриться от лучей прожекторов и стробоскопов, а еще выглядишь так круче остальных (в ходу круглые стекла, какие были у Джона Леннона, например). На ногах кеды, кроссовки и другая удобная обувь (чаще всего черная при белых носках — выглядит эффектней). Многие носят джинсовые комбинезоны с опущенной одной лямкой; на некоторых рэйвах чуть ли не вся публика поголовно в значках-смайликах. Конечно, круче всего прийти в одежде, которая хорошо отражается в лампах ультрафиолетового света.

D-Mob
We call it aciiid

Пространства не всегда много — особо не распрыгаешься — и рэйверы, стоя почти на одном месте, машут то по очередности, то вместе, руками и трясут головой. Как раз в то время D-Mob выпускает сингл We call it acieeed и публика на нелегальных вечеринках подпевает в унисон Гарри Хэйсману: «Асииииииид!».

Лето 1988 года вошло в историю британской культуры и в историю вообще, как Лето любви (Summer of love). Второе. Первое состоялось в 1967 году, когда больше ста тысяч участников движения хиппи собрались в районе Хейт-Ашбери в Сан-Франциско. Это был огромный знак протеста, столкновение традиционной культуры и контркультуры. Не сказать, что в 1988 году были особо категоричные настроения против всего, но многие признают другое: такую сплоченность, что породило эйсид хаус течение, не видели со времен пика панк-движения в семьдесят седьмом. (Говорят, что зачинателями второго «Лета» стали ребята из манчестерского клуба Hacienda, устроивших в середине июля вечеринку Hot с зонтиками, песком и бассейном прямо в клубе.) Лето ‘89-го. Зачем торчать в огромных ангарах, когда можно устроить рэйв на открытом воздухе? Sunrise, Genesis, Back to the future, Biology, Energy… ветеранам клубного движения Великобритании эти названия вечеринок о многом говорят. (На подпольном Sunrise, кстати, был достигнут максимум присутствующих — 20 000 человек.) Как и на первом Лете любви, рэйвы щедро снабжались алкоголем, химтоварами, едой и прочими необходимыми вещами. У некоторых устроителей танцевальных вечеров платить нужно было только за вход, у других — и за вход, и за все остальное. Фактически, на пустыре выстраивалась целая инфраструктура нелегальных рэйвов.

Tyree

Tyree — Acid over 1987

Автор Тайри Купер
C сингла Acid over, лейбл Underground

Bad Boy Bill — Acid sexx 1988

Автор Уилльям Ренкосик
C мини-альбома The 1st revelation, лейбл International House Records

Под конец Лета любви ‘88, первая смерть от экстази: двадцатиоднолетняя Джанет Мейз (данные рознятся), во время облавы полиции Британии умирает от передозировки — она приняла две таблетки МДМА сразу и, не приходя в сознание, умирает по пути в больницу. Теперь, некогда благосклонная к рэйвам и эйсид хаусу, пресса взвыла. 17 августа газета The Sun публикует статью об ужасах подпольных вечеринок. Материал не совсем точный: журналисту показалось, что в заведениях принимаются ЛСД (вполне логично он принял acid за лизергид), а совсем еще недавно The Sun печатала путеводитель по ночной эйсид хаусной жизни и даже выпускала футболки со смайликами. Но сейчас об этом не вспоминают. Общественность шокирована и дезориентирована: считалось, что экстази безвреден и даже полиция не имела ничего против эйсид хаусных вечеринок. Последовательно, будто прозревшие СМИ, публикуют разоблачительные статьи и обзоры с недавних рэйвов под устрашающими заголовками вроде «Дьявольская ночь экстази». BBC вводит запрет на появление в эфире новых композиций с присутствующим в них словом acid. Паника посеяна. В газетах рассказывают о вреде МДМА (подлинном и мнимом — для устрашения), полиция все чаще совершает облавы на незаконные вечеринки, задерживает их устроителей и выносит им приговоры (по двойному обвинению двое организаторов подпольного рэйва на Темзе получили по 10 и 6 лет, соответственно).

«Разрыв с эйсидом» в заголовке журнала New Musical Express за ноябрь ‘88.

Начинается игра в преследование: успеет ли полиция накрыть очередной незаконный вечер или победит хитрость учредителей мероприятия? Действует хитрая система звонков на автоответчик и неоднократная смена места проведения рэйва. Зачастую о точном расположении заветного поля с аппаратурой узнавали за несколько часов до начала танцев. Полиция, в свою очередь, устраивала липовые рэйвы, звонила на радиостанции, оставляла координаты засады, распространяла в листовках заведомо ложную информацию, а потом обламывала рэйверов (делалось это, видимо, с расчетом отбить у неизвестно где засевших с вечером танцев нелегальных организаторов какую-то часть аудитории).

Smokin’ Gang — Move your big booty 1989

Автор Марио Диас
C мини-альбома EP, лейбл Hot Mix 5

Все эти гонки продолжались вплоть до конца 1989 года, тогда уже подпольными рэйвами занимался специально созданный для этих целей отдел, который все чаще и чаще срывал незаконные собрания танцующих. По бюджету страны он ударяет сильно, но борьба с организаторами (ведь к этому времени на острове орудовали целые бандформирования, заправлявшие устроителями рэйвов и содержащие клубы) и забота о молодежи — дело чести. Вскоре подоспел и закон, утвержденный сверху, о полном запрете проведений танцевальных мероприятий под энергичную музыку на открытом воздухе. Рэйвы переносятся в клубы. Некогда всесильные заведения, значащие все для их постоянных посетителей прекратили свое существование или перепрофилировались. У первого поколения экстази наступил отходняк, жестокое похмелье после двух лет угарного веселья. Для них осталась позади вся эта дискотека с разноцветными лохмотьями и девушками с обнаженным животом и надписью на нем жирными буквами XTC.

K.A. Posse — Stick music (Alexi mix #2) 1990

Автор Алекс Шелби
C сингла Stick Music / Shake, лейбл D.J. International Records

Slam — Positive education 1993

Авторы Гленн Гиббонс, Джим Гиббонс, Джим Мотун, Орд Мейкл, Стюарт Макмиллан
C сингла Positive education, лейбл Soma Quality Recordings

Orde Meikle, Stuart McMillan

Физически экстази не вызывает привыкания. Принимающий впадает в психологическую от него зависимость. Он пытается раз за разом повторить эффект первого приема, когда эти ощущения были в новинку. МДМА на первой пробе вызывает шквал серотонина (гормона счастья) в мозгу глотателя колеса. Со временем организм привыкает к этому и чувства восторга, ощущения радости притупляются, тогда как принимающий желает, чтобы они, наоборот, усиливались. (Что и заставляет его увеличивать дозы многократно.) На следующие сутки после приема экстази наступала депрессия (после серотонирового трипа идет серотониновый дип), вследствие «высасывания» наркотиком гормона счастья. Человек чувствовал себя опустошенным, сожженным изнутри. Так же себя чувствовали и пережившие эпоху эйсид хаус рэйвов. В таких случаях советуют смириться с действительностью; понять, что выше и дальше уже не зайти. Кто не смог — перешел на стимуляторы пожестче и вряд ли дожил до наших дней.

Тематический плакат «Покойся с миром, эйсид!»

Эйсид хаус не вытерпел такого давления вниманием и нуждался в передышке. Снова изменилось время, и сменились вкусовые ориентиры. В Европе помимо хаус-музыки уже вовсю гремело техно — придумка из Детройта. Его европейская вариация не заставила себя ждать: хардкор техно из Нидерландов уже совсем скоро овладеет умами и ушами молодежи Старого Света, в том числе и следующим (вторым) поколением британских рэйверов. Элементы кислотного соло найдут свое применение и в других течениях электронной музыки: так возникнут эйсид техно, псай транс и психоделический эмбиент. Сам же эйсид хаус в конце своей безумной славы выглядит больше, чем просто поджанром хаус-музыки. Он выглядит редким явлением, за которым затмевается даже сама музыка, и где так очень странно в одном временном измерении совпали ритмы и кислотное соло с химическим стимулятором. Можно даже сказать, что эйсид хаус выполнил роль катализатора развития электронной музыки и вывел эту растущую сцену на заметный план.

966377686