Благодарю за поддержку. В течение часа вам придет письмо с кодом. Ok

Artcore

георг палладьев

Это случилось в 1991 году, когда джангл еще не имел точных музыкальных очертаний, а только мутировал и продолжал эволюционировать от диджейских экспериментов; когда само слово jungle еще не означало жанр, но об этом начинали задумываться; когда Danny Williamson, известный больше все как LTJ Bukem, заводил на своих сетах Demon’s theme — это был первый джангловый трек, наполненный плотной атмосферой — атмосферик, проще говоря. В одном интервью Букем поделился, что тема демонов была написана еще в ‘90-м году — спустя год после начала скрещивания брейкбита, хауса, регги, техно, даба и бог знает еще с чем. А немного позже, на свежесозданном Good Looking Records с логотипом мультяшного человечка вышла пластинка с двумя треками, которые оказали посильное развитие на драм-н-бейс культуру того времени и прививание массам атмосферного звучания. Впрочем, про drum ‘n’ bass пока ни слова.

  1. jungle
  2. detroit techno

LTJ Bukem

LTJ Bukem — Demon’s theme 1991

Автор Дэнни Уильямсон
C сингла Demon’s theme / A сouple of beats, лейбл Good Looking Records

LTJ Bukem — Music 1993

Автор Дэнни Уильямсон
C сингла Music / Enchanted, лейбл Good Looking Records

Годом позже, в 1992-м, лейбл Букема выпустит побольше материала и не только своего. Курс — все тот же атмосферик. Atlantis, Music — это уже классика атмосферного джангла. Кстати, за неимением других слов эту музыку так и называли. Пропитанная разными семплами ключевая мелодия, стремительный ритм и иногда эклетичность звучания — вот что собой представляют раннее творчество Букема.

В 1992 году Клиффорд Прайс и Роб Плейфорд, под общим именем Metalheads, выпускают пластинку, которая, если не определила свое время, то задала свой тон. Terminator EP валит не только сумасшедшей энергией, но и определенной жесткостью звучания, грубой силой, граничащей с эстетикой. Перебивающие с ног на ногу металлические ударные, дьявольский вокал Дианы Шарламейн в Kemistry — все эти факторы сделают четырехтрековый мини-альбом хитом вечеринок Груврайдера. Спустя год выйдет Angel, где Голди (aka Clifford Price), в составе Metalheads, продолжает развивать собственную подачу музыки: мелодичное начало, звон чаек и Диана Шалрамейн, ее припев похож на реверс — настолько необычно ее пение. И жесткая рваная бас-партия, не дающая расслабиться ни на минуту. Angel прославляет Goldie за кругами драм-н-бейс сцены, а сингл становится классикой эмбиент джангла.

Metalheads — Angel 1992

Автор Клиффорд Прайс
Исполняет Диана Шалрамейн
C сингла Angel, лейбл Synthetic

Omni Trio — Renegade snares 1993

Автор Роберт Хейг
C сингла Vol. 3: Renegade snares, лейбл Moving Shadow

Omni Trio

Тысяча девятьсот девяносто четвертый год, а вместе с ним и середина 90-х,  являются не только пиком джангла, но и эмбиент джангла. Знатоки говорят, что ambient jungle — это есть простое взаимное сочетание эмбиента и джангла: если убрать составную часть второго — ударные — и останется все равно цельное эмбиентное произведение без неловких пауз, то это можно считать стопроцентным эмбиент джанглом. Отчасти, в этом высказывании есть рациональное зерно и даже существует целый список композиций с длинным мелодичным началом и не менее длинным мелодичным концом. В 1995 году дуэт PFM на лейбле Good Looking презентуют вторую пластику, первый трек которой становится еще одной классикой интеллиджента.

PFM — The western 1995

Авторы Майк Болтон, Джейми Сейкер
C сингла The Western / Hypnotizing, лейбл Good Looking Records

Goldie — Inner city life 1994

Авторы Клиффорд Прайс, Роб Плейфорд, Диана Шалрамейн
Исполняет Диана Шалрамейн
C сингла Timeless (The full canvas), лейбл FFRR

Diane Charlemagne

Об интеллидженте было сказано не зря — именно в 1994 году, когда Голди впервые представил 21-минутный симфонический драм-н-бейс трек Timeless и сингл Inner city life, голодная пресса не знала, как правильно назвать эту смесь со сложноструктурным ритмом, неопределенной атмосферой, реверсивным вокалом и целым рядом неизведанных примочек. Ambient Jungle был довольно простым по строению, а атмосфериком это назвать просто язык не поворачивался — здесь заложено гораздо больше, чем летучие синты. Видимо подуставшая от темных и жестких ритмов пресса нарекла мелодичное направление интеллигентным драм-н-бейсом. В том же ’94 году британский дуэт 4hero выпустил Parallel universe — богатый альбом, насыщенный мягкими, теплыми, почти что джазовыми мелодиями. В большинстве композиций ударные не режут ухо, они немного приглушены и не имеют острых граней. Бальзамом на душу льются приятные еле ощутимые мотивы.

4hero — Universal love 1994

Авторы Деннис Макфалейн, Марк Клейр
Исполняет Кэрол Кросби
C альбома Parallel universe, лейбл Reinforced Records

Seba

Seba & Lotek — So long 1996

Авторы Себастиан Аренберг, Стеффан Содерман
C компиляции Logical Progression, лейбл Looking Good Records

Doc Scott — Tokyo dawn 1996

Автор Скот Макилрой
C сингла Tokyo dawn, лейбл Looking Good Records

В течение 1994 и 1995 года LTJ Bukem набирает команду из музыкантов, которые создают приятные атмосферные треки, вписывающихся в концепцию лейбла Good Looking. В то же время возникает и подлейбл Looking Good, на котором выпускается более экспериментальный в этом смысле драм-н-бейс. Его называют космическим: с вырезками из научно-фантастических фильмов, острыми тарелками, металлическими ударными… словом, про космос, теплый и холодный. Aquarius (он же Photek), Doc Scott, Seba, PHD, Big Bud, Moonchild, Artemis, Blame, Tayla, Nookie — неполный список резидентов-звезд лейбла Букема в расцвет интелледжента. В начале 1996 года выходит легендарная компиляция, названная по имени первого трека Букема — Logical Progression. Изданная совместно с лейблом FFRR, — это было сравни вывода музыкального течения и самого Дэнни Уильямсона на новую орбиту. Это и выход в широкие круги, и признание после некоторых гонений (есть мнение, что раннее атмосферное творчество Букема не воспринималось всерьез) и огромная заинтересованность прессы.

Но драм-н-бейс тусовке не очень нравились ярлыки прессы — в течение нескольких лет они берегли свое детище от пристального внимания журналистов и критиков, особенно в момент перехода от джангла к драм-н-бейсу. Букема больше всего раздражало, что музыку его лейбла называли интеллигентной, то есть умной и для умных — «Как будто весь остальной DnB не для умных», — ворчал он. Сам Дэнни не описывал стиль музыки одним словом. Говорилось только о джазовых элементах в сочетании с приятными ритмами, плюс повышенное внимание к музыкальной структуре композиции, а также мирном сосуществовании с темной стороной стиля других лейблов. Чаще просто говорилось, мол, Good Looking sound и все сразу становилось ясно, о чем это он.

LTJ Bukem — Horizon 1995

Автор Дэнни Уильямсон
C сингла Horizon / Rainfall, лейбл Good Looking Records

Aquarius

Aquarius & Tayla — Soul searching 1995

Авторы Руперт Паркс, Рассел Тейлор
C сингла Bringing me down / Soul searching, лейбл Good Looking Records

Saint Etienne — The sea (PFM remix) 1996

Авторы Боб Стенли, Питер Уиггс
Исполняет Сара Крэкнелл
Обработка Майк Болтон
C компиляции Artcore 3: Expressions in Drum & Bass (1997), лейбл React

Достаточно длительное время Good Looking и его подлейблы были если не единственным домом и издательством для музыкантов музыки подобного рода, то очень крупной фигурой в этой сфере. Но когда ситуация начала меняться и на разных лейблах появились свои intelligent-музыканты, музыку подобного рода решили называть арткором, намекая на искусную составляющую музыки. В 1995 году британский лейбл React выпустил первую часть сборника Artcore. На обложке стояла характеристика свежетитулованного поджанра: «Арткор — это джангл с вкраплениями различных стилей: от эмбиента до джаза. Арткор — это ритмичный, гипнотический, мелодичный, глубокий и космический. В арткоре ритм используется скорее как фон, чтобы подчеркнуть атмосферное окружение. Арткор может быть разным: он может быть расслабляющим, абстрактным, эмбиентовым; полным окружающих звуков, которые плывут в пространстве вашей комнаты, но он обязательно основывается на jungle-ритмах и вечно идет вперед».

Вторая, вышедшая год спустя, говорила о поджанре коротко, но очень конкретно: «На этом сборнике представлен богатый коллаж drum ‘n’ bass шедевров, чьи авторы, используя свое мастерство, и сделали арткор современной формой искусства. Это постоянное переосмысление самой глубокой и ритмичной стороны драм-н-бейса, созданной из смеси даба, джаза, соула, техно и эмбиента».

MC Conrad — Nadiresonance (PHD remix) 2001

Авторы Крис Кэмпбелл, Конрад Томпсон, Микис Микелидэс, Ранвир Верма
Обработка Патрик Генри
C компиляции Logical Progression Level 4, лейбл Good Looking Records

Chameleon — Just close your eyes & listen 1995

Авторы Том Миддлтон, Марк Притчард
Исполняет Кирсти Хоукшоу
C сингла Links, лейбл Good Looking Records

Tayla — Dimensions 2002

Автор Рассел Тэйлор
C компиляции Producer 04, лейбл Good Looking Records

Первый выпуск журнала Artcore за февраль 1986 года

Artcore — слово не новое. Еще в 80-х его использовали хардкор-панки для своих концептуальных представлений, выставок и выходок. В 1986 году был основан журнал Artcore, который ежегодными выпусками до сих пор продолжает рассказывать о хардкор-группах, лейблах, о новых и старых музыкантах, а также делает особый акцент на графическом оформлении панк-рок движения и подает материал в таком виде, как он был бы актуален во время сильного интереса к хардкору в 80-е. Словом, очень крутая вещь.

Artcore как поджанр хардкора, например

В 1993 году, бритый наголо нидерландец Patick van Kerckhoven, уже почти как десять лет ведущий диджейскую деятельность, основывает собственный рекорд-лейбл Ruffneck Records, на котором издает свои и не только свои треки под разными именами. Ван Керкховен берет за основу artcore — свое музыкальное изобретение. Artcore — это небольшой поджанр хардкора, который отличается мелодичностью, благодаря расширенному присутствию синтезатора Roland Juno. В остальном — все та же молотилка. В 1997 году хардкор движение пошло на спад и Ruffneck Records обанкротилось, а artcore ушел в глубокое подполье.

Как и у дарккора, который сначала был поджанром джангла, а потом трансформировался в драм-н-бейс, лексически корни арткора тянутся из hardcore-движения — и там, и там есть эти термины, обозначающие окрас музыки, но только там первый позже переименовали в doomcore, а второго предоставили самому себе. Также арткор не следует путать с ‘ардкором (‘ardcore) — разговорной формой термина хардкор.

Alaska & Seba — Back from eternity 2006

Авторы Дев Пандья, Себастиан Аренберг
C сингла Perpetual / Back from eternity, лейбл Artic Music

Requiem — Synaesthesis 2009

Автор Requiem
C компиляции The age of outsiders. Volume 3, лейбл Outsider

Bob James
Westchester lady
1976

Возвращаясь к теме разговора, хочется показать очень хороший пример арткора — а именно слияния различных стилей, из который и был рожден джангл. В 1995 году, до этого выпускавшийся сравнительно малым экземплярами, Adam F презентует сингл Circles, который становится самым популярным драм-н-бейсовым треком на то время. Взяв за основу семпл из фанковой композиции Боба Джеймса, Circles дает шанс на возрождение artcore-сцены, которая начала изживать себя малоизменчивыми атмосферными переливами.

Следующий сингл — Aromatherapy — как глоток свежего воздуха в туманных переулках китай-города с качающимися красными бумажными фонариками. За ним следует F-Jam. Это если не первый, то уже хороший звоночек на тему ответвления к джазстепу, потому что этот трек полностью построен на живом звучании живых инструментов: живая труба, живая гитара, перкуссия, клавишные, флейта и резидент Good Looking Records, а также постоянный партнер в выступлениях Букема — MC Conrad в вокальной версии трека. Adam F неспеша работает на новым альбомом и представляет его в 1997 году. Colours, пожалуй, самое лучшее, что можно смешать из ингридиентов джангла: звучит как фанк, так и соул, есть и джазовые мотивы, немного этники, брейкбита и драм-н-бейса, конечно же (пусть и темного).

Adam F — Circles 1995

Автор Адам Фентон
C альбома Colours, лейбл Positiva

Adam F

Adam F — Aromatherapy 1996

Автор Адам Фентон
C альбома Colours, лейбл Positiva

От исторической родины драм-н-бейса пройдем на восток, где в 1998 году тогда еще питерские музыканты под именем Гости из будущего выпускают «Время песок» — альбом, который считается первым полноценным джангл-альбомом в России. Пусть и небольшим тиражом. По легенде их согласился раскручивать Грув и надпись pres. на обложке ’98 года спасает ситуацию — благодаря пиратам альбом расходится по разным точкам огромной страны. Музыка волшебная. «Время песок» является лучшей демонстрацией арткора на русском языке. Приятное обстоятельство: интеллигентная музыка возникла в интеллигентной столице. Замкнутый в себе альбом, каждый трек на вес золота, каждый последующий не похож на предыдущий. Разве что два завершающих, но им можно простить это безумие — при таком уникальном раскладе, когда группе нечего терять, Усачев с Арсентьевым замахиваются на jazzstep :-)

  1. jazzstep

Больше всех завораживает «Странное чувство», где спрятана тайна, микросемплы, гладкие олдскульные аменбрейки, ухающий бас и спокойный вокал Дмитрия Жана, который ничуть не чужеродно слушается в треке; доказывая, что при правильной постановке задачи, джангл в бывшем РСФСР может звучать органично.

Дмитрий Жан

Гости из будущего — Странное чувство 1998

Авторы Юрий Усачев, Дмитрий Жан
Исполняет Дмитрий Жан
C альбома Время песок, лейбл Никитин

Future Bound — The ephemeris 1997

Авторы Алан Райан, Брендан Коллинс, Джон Коллинсон, Пол Мэйкер
C сингла The ephemeris, лейбл Timeless Recordings

Словосочетание intelligent drum ‘n’ bass (или intelligent jungle) всем хорошее, но слишком расплывчатое. По мере развития джангла, а затем уже и драм-н-бейса, интеллиджентом, как стиль, стали называть и такие самостоятельные поджанры как джазстеп, ликвид фанк, и самбасc, не вдаваясь особо в различия между вышеназванными ответвлениями и арткором. Как было сказано выше, арткор очень многогранен, но все же имеет четкие границы. Artcore не может быть слишком джазовым — наполненным сверху донизу живыми или синтетическими инструментами, которые входят в состав классических джазовых коллективов. В арткоре не так уж много вокальных партий, которые составляют основу соулфул ликвид фанка. И, конечно же, в арткоре никак не могут быть совмещены латиноамериканские ритмы, как в самбаcсе. Artcore, являясь первым представителем мелодичной стороны джангла и драм-н-бейса, явился родителем для вышеуказанных поджанров; они продолжили его начинание и развились каждый в собственном направлении.

  1. liquid funk
  2. sambass

А интеллиджент — это больше название семейства мелодичной или, как говорят тоже, светлой стороны драм-н-бейса. Всего лишь обобщение, не больше.

1281638365