Microfunk

Георг Палладьев

  1. technoid

Безусловно, один из самых радикальных поджанров драм-н-бейса, рождающий сомнения о прямой его принадлежности к течению британских ломаных ритмов (равно как и технойд; правда, у него еще более-менее схожая структура построения композиций с родителем). Микрофанк по звучанию очень минималистичен; его ударные — это не массивные бас-барабаны, а краткие звучки со стремительным периодом полураспада. При этом микрофанк задумчиво атмосферен — при всей кажущейся минималистичности и замкнутости, атмосферная подложка и эффекты реверберации создают ощущения безграничного пространства, мерцания далеких звезд и полета сквозь гигантские туманности, вроде Столпов Творения. В итоге получаются музыкальные вещи в себе: вращающиеся спиральные галактики в маленьких хрустальных шариках.

Bop — Zakoulki soznaniya 2009

Автор Александр Дмитриев
C альбома Clear your mind, лейбл Med School

Bop 

Отец микрофанка и икона движения — Боп (Bop) — молодой музыкант из Санкт-Петербурга, которого причисляют к новому поколению творцов, двигающих драм-н-бейс в новом направлении. Микрофанк возник как личный почерк Бопа, своего рода, собирательный образ его музыкальных вкусовых предпочтений. Постепенно, с выходом все новых треков, образовалось небольшое сообщество музыкантов, развивающих стиль Бопа, вывев микрофанк за пределы единоличного стиля создателя, и слушателей, интересующихся новой формой драм-н-бейса.

В апреле 2008 года Боп выпускает композицию Microfunk, которая была создана в соавторстве с коллективом Despot. Как гласит легенда, идея дать такое название содержанию принадлежит Степану Смирнову (половине альянса Despot, скрывающейся под псевдонимом Dephecta). Сам Боп считает, что именно с этого момента началась популяризация термина микрофанк именно как нового вида музыки. (До этого микрофанк называли то минималистичным, то микро драм-н-бейсом; а то и вовсе, культивируя псевдоним создателя, бопстепом :-)

Bop
Deeper than deep

Bop
Deeper than deep

В том же 2008 году Боп записывает получасовой минимикс, который, во многом, состоит из еще неопубликованных вещей. 90% из тридцатиминутного манифеста — чистейший микрофанк.

Despot — Nowhere 2009

Авторы Степан Смирнов, Алексей Соболев

Oak — Sequence 1 2010

Автор Александр Стародубов
C сингла Sequence, лейбл Microfunk

Микрофанк по звучанию неразрывно связан с IDM культурой — так в начале 90-х, под давлением не столь дорогого (как раньше) оборудования, и натиском пришедших на сцену молодых людей, называли новую форму техно-музыки — intelligent. Это было усложненное техно, исследованное под другим углом, а, значит, не совсем доступное для масс. По прошествии времени, сокращение от Intelligent Dance Music отошло от определения техно и в наши дни ай-ди-эм больше обозначает не всегда понятные музыкальные эксперименты, не всегда укладывающиеся в привычную иерархию жанров. Но, как и двадцать лет назад, ай-ди-эм остается музыкой, преимущественно, для домашнего прослушивания с блаженным налетом элитарности (эпитет intelligent это косвенно подтверждает). Очень часто микрофанк-треки называют ай-ди-эм драм-н-бейсом, но, несмотря на это, есть более точное определение родства.

Glitch, например

Микрофанку очень близка эстетика глитч-звучания — одного из ответвлений IDM-музыки. Glitch, как жанр, возник в первой половине 90-х годов, успешно развиваясь на протяжении последующих двух десятилетий, повлиял и на другие течения электронной музыки. Техники и инженеры на Западе глитчем называют ошибку в работе какой-либо системы. Собственно, концепция глитч-музыки состоит в творческом построении композиции на основе тресков, шумов и звуковых артефактов (таких, что возникают при проигрывании поврежденного компакт-диска, например); как правило, мгновенных, но достаточных, чтобы из них создать подобие ритма и/или мелодии.

Oak — Bedroom community 2010

Автор Александр Стародубов
C микрофанк подкаста 002, microfunk.ru

Synkro — Departure 2010

Автор Джо Макбрайд
C мини-компиляции New blood 010, лейбл Med School

  1. jungle

Данный минимализм, видимо, и нашел свое отражение в названии нового поджанра драм-н-бейса. По аналогии с микрохаусом и минималистичным техно, где также используют щелчки и трески, здесь явная отсылка к тому, без чего не было бы драм-н-бейса: к барабанным сбивкам из фанковых композиций Джеймса Брауна, Линн Коллинс и, конечно же, группы The Winstons (косвенных создателей того самого амен брейка), от которых в микрофанке остались лишь пыль и сиюминутные воспоминания. Здесь ударные это не тяжеловесный скелет и даже не его фрагменты (как в текстепе, например), а небольшие отрывки, появляющиеся и в тот же момент исчезающие; в общем, космический вакуумный драм-н-бейс.

ASC — The touch 2010

Автор Джеймс Клементс
C сингла The touch, лейбл Auxiliary

Rockwell — Underpass 2009

Автор Томас Грин
C компиляции Critical sound, лейбл Critical Recordings

ASC 

Очень часто из-за необычного собственного звучания микрофанк-композиции относят к лефтфилд драм-н-бейсу — целой когорте экспериментальных треков, которые трудно причислить к какому-то определенному поджанру. Leftfield на английском арго означает смещенный от центра, то есть не мейнстримовый, не массовый и не поддающийся определенной классификации. На Западе очень часто микрофанк-треки относят к autonomic саунду, имея ввиду лейбл бывшего участника Bad Company, а ныне свободного музыканта, D-Bridge — Autonomic. Музиздат не сосредоточен на выпуске какого-либо конкретно жанра, а, как признавали сами основатели, расширяет границы драм-н-бейса, словно находясь автономно, в другом измерении — подальше от строгой классификации направлений.

D-Bridge

Дибриджа и его подельников по лейблу (дуэт Instra:Mental) тоже называют музыкантами новой волны, с помощью которых драм-н-бейс совершит новый виток своего развития и обогатится новыми поджанрами. Их Autonomic прославился, в первую очередь, одноименными подкастами, в которых представляются и поддерживаются новые музыкальные веяния. В основном, в драм-н-бейсе. После того, как Боп получил респект от западных музыкантов и ему протянул руку с контрактом дочерний музиздат Hospital Records — Med School, на котором Боп выпустил первый в природе микрофанковый альбом Clear your mind и его продолжение, в сетах британских корифеев и подкастах «Автономика», что поддерживает тот самый лефтфилд драм-н-бейс, очень часто стали появляться треки в глитчевой манере и от зарубежных музыкантов.

Consequence — Long lies 2009

Автор Кэмерон Макларен
C альбома Live for neve, лейбл Exit Records

Diazepam — Half awake 2010

Автор Diazepam
C мини-альбома Electronic Space EP , лейбл CX Digital

Микрофанк находится в начале собственного пути. Ему еще предстоит обрасти тематическими лейблами, альбомами; сложить большой костяк из музыкантов и внимательных слушателей. Благо, почва для этого подготовлена — существует уже ряд музиздательств, поддерживающих смелые эксперименты и продвигающие звучание как (не способного найти себе точное определение) минималистичного драм-н-бейса, так и более аскетичного его собрата — микрофанка.

Это очень специфическое звучание драм-н-бейса. Новое, свежее, несовпадающее, зачастую, с установленными правилами. Вполне возможно, что именно так звучит драм-н-бейс в параллельной Вселенной.

844 857 521