2-Step Garage

Георг Палладьев

  1. speed garage

В 1997 году андерграундная спид гэридж сцена спешно превращалась в мейнстримную; тогда же появляется и само определение speed garage, ненавистное участникам новообразованной среды. Британский гэридж в то время выглядел занятной новинкой, баловством взбалмошных англичан, и уж точно со стороны смотрелся таким гордым особняком среди остальных направлений современной музыки. Наверное, он казался нерушимым и цельным, как вдруг поделился и явил миру новую разновидность — тустеп. С расщеплением досталось и ударным: тустеп радикально отличался от размеренно играющего спид гэриджа, в котором бас-барабан (или так называемая бочка) совершали четыре удара в четырех равных долях — 4/4. В тустепе же получилось еще проще: из ритма убрали второй и четвертые удары, и в результате получился замедленный в два раза гараж хаус. Вроде бы замедленный, а вроде бы и не совсем — ритм играет со скоростью, качается, свингует: то застывает, то убыстряется.

Alex Reece

Alex Reece
Pulp fiction
1995

Тустеп в драм-н-бейс привнес лондонский музыкант Алекс Рис в революционной и минималистичной записи Pulp fiction. Привнес, надо сказать, очень кстати, к тому времени драм-н-бейс старался максимально далеко дистанцироваться от своего предшественника — джангла — и был сосредоточен на поиске нового звучания. Тустеп был объявлен спасителем жанра и уже к концу ‘95 года стали появляться композиции нового направления драм-н-бейса — текстепа. Вообще же, «тустеп гэридж» — название хоть и очень техничное для направления, но зато верно отражает его суть. На музыкальном арго step означает один удар в ритм-секции; в связке с прилагательным (например, hardstep) выражает характер как ударной партии, так и самого стиля композиции. Поскольку в качестве бита в тустеп гэридже используется ритм из двух ударов (two step) с наложением на него вокала из американских пластинок с соулом и ритм-н-блюзом (а они составляли основную программу нью-йоркского клуба Paradise Garage), поджанр и получил такое название, хотя оно многим и не по душе.

Самый обычный для тустеп гэриджа ритм

Самый обычный для тустеп гэриджа ритм

Пустующее пространство между освободившимися ударами в ритм-секции заполнили не чуждыми британскому гэриджу дополнительной перкуссией, заигрывающей басовой партией, небольшими фрагментами а капелл и теплыми проигрышами электрооргана. На первом плане — проникновенный (soulful) вокал.

Относительно первого трека в стиле тустеп гэридж ведется довольно много споров. Одни напирают на хронологическую составляющую, другие на «поднятие волны» — с чего именно и началось большое движение и обеспечило поджанру роль феномена. Как бы это странно не звучало, но первая композиция нового течения была выпущена еще в то время, когда даже о британском гэридже не говорили — в ‘95-м, за два года до формирования 2-step garage движения в Соединенном Королевстве. Это был ремикс на песню Тины Мур, который записал для нее нью-йоркский музыкант Kelly G. Обработка была включена в сингл, что выходил в поддержку именного альбома Мур, а позже ее вариации вошли в состав специального издания дебютной пластинки. В девяносто седьмом права на ремиксы выкупает британский музиздат Delirious Records, который начинает распространять новые и двухгодовалой давности обработки по Европе и за океан. Успех, в общем-то, приличный: Never gonna let you go держится в сотне самых продаваемых синглов Королевства в течение 15 недель (почти четырех месяцев), достигнув максимум седьмой отметки по шкале популярности продаж.

Tina Moore

Tina Moore — Never gonna let you go (Kelly G bump-n-go vocal remix) 1995

Авторы Тина Мур, Томми Форд
Исполняет Тина Мур
Обработка Келли Джи
C альбома Tina Moore, лейбл RCA

Kelly G

Tina Moore — Never gonna let you go (Kelly G bump-n-go dub) 1995

Авторы Тина Мур, Томми Форд
Исполняет Тина Мур
Обработка Келли Джи
C альбома Tina Moore, лейбл RCA

На обороте одного из переизданий сингла говорится, что причиной его релиза оказался некий суперраритетный бутлег, который появился за полгода до покупки прав и распространялся тиражом в 500 экземпляров на виниловых пластинках с иногда подписанными наклейками-яблоками (white label) — для британской клубной среды это обычное дело. (Настоящее действо развернется после того, как спид гэридж уйдет в глубокое подполье и его фанаты начнут яростно скупать неофициальные записи, дабплейты и доселе неизвестные треки. Этот процесс получит название снайпинг, а человека, который выследил и раздобыл редкую пластинку, именуют, соответственно, снайпером.) Собственно, чтобы удовлетворить лихорадочный спрос на сингл, было решено заново издать оригинал с добором новых вариаций (среди новичков будут замечены и крестные отцы британского гэриджа — дуэт Tuff Jam с гараж хаус ремиксами). Кстати, именно фрагмент вокала Тины Мур был использован в официально первом британском спид гэридж треке Ripgroove. Потом еще долго будет исходить шлейф от неофициальных обработок с соединением инструментальной версии «рипгрува» и, собственно, оригинала Never gonna let you go.

Double 99
Ripgroove
1997

  1. garage house

И сингл, и бутлег на Тину Мур пользовались большим успехом на так называемой воскресной сцене (Sunday scene) — образно названной площадке, состоящей из клубов, где в последние ночи недели гараж хаус был ускорен, за что speed garage и получил свое название; там же берет свое начало и тустеп гэридж. К воскресной сцене относятся и программы пиратских радиостанций, где тоже заводили на слегка повышенных оборотах американский гараж субботним утром или в воскресный полдень.

Dem 2 — Destiny 1997

Авторы Дин Бойлан, Спенсер Эдвардс
C сингла Destiny (Sleepness), лейбл VC Recordings

Amira — My desire (Dreem Teem remix) 1997

Авторы Джош Милан, Кевин Хедж
Исполняет Амира Рашид
Обработка Майкл Беннетт, Тимоти Юджин, Джонатан Йозеф
C сингла My desire, лейбл VC Recordings

Dreem Teem. Тимоти Юджин слева


Знаковые работы для тустеп гэриджа, про которые говорят, что именно они породили волну британского двухударного безумия. Битва за первый трек направления вновь проиграна музыканту из США и британцы, как и в случае со спид гэриджем, стараются взять реванш и напасть сокрушительным блицкригом. Диджейское трио Dreem Teem — почетные ветераны британской гэридж сцены, одни из тех, кто создавали ее из ускоренного североамериканского гараж хауса, коим был оригинал My desire, в начале девяностых. По словам Тимоти Мэджика, или просто Timmi, многих музыкантов на создание хитов в новом направлении вдохновляла именно переработка Амиры. Да и надо сказать, что ремикс Келли Джи на Never gonna let you go они считают не первым тустеп гэридж треком, а просто совпадением. Так что бой даже не начинался :-)

Todd Edwards

Коллажи Тодда

Тодд Эдвардс — ключевая фигура, которая участвовала в развитии британского гэриджа, и особенно тустепа, лишь косвенно. У Эдвардса на родине есть прозвище Todd the God, Тодд — бог, полученное за усидчивость и мастерство, и которое с радостью перехватили по другую сторону Атлантики в Королевстве. Эдвардс широко известен в нью-йоркской тусовке игрой с голосовыми фрагментами: шинкованием а капелл и/или плюсовых треков. По рассказам самого Тодда, иногда в одной его композиции может быть задействовано до сотни и более мелких вокальных отрывков, сливающихся в один музыкальный витраж. Игра с голосовыми семплами, конечно, не новинка, но Эдвардс вывел эту забаву на новый уровень, превратив ее и в свой почерк, и приговор. Стилистические наработки Тодда очень пригодились в заполнении пустот ритм-секции тустеп гэриджа. «Так можно добавить в трек душу, которой раньше там и не было, — рассказывают создатели одного из первых гимнов тустеп гэриджа и, по совместительству, участники дуэта Dem 2, которые вполне активно эксплуатируют тему с голосовой мозаикой, — Ритм это уже не просто музыкальное сопровождение песни. Ударные, вокальные фрагменты и сама а капелла в треке — они несут равную нагрузку, все имеет равное значение и поэтому любой из этих элементов может быть крючком, благодаря которому трек застрянет в голове у слушателя».

Dreem Teem в одном интервью рассказывали, что собственный манифест тустеп движения — The theme — они написали находясь под большим впечатлением от Destiny. А продолжением его стал ремикс на Амиру.

Dreem Teem — The theme 1997

Авторы Майкл Беннетт, Тимоти Юджин, Джонатан Йозеф, Луиджи
Исполняет Луиджи
C сингла The theme, лейбл Deconstruction

Один комментатор (и, видимо, большой слушатель UKG) называет обработку My Desire величайшей композицией британского гэриджа — когда девушки правили лондонским танцполом. Как замечал в программе «Музпросвет» Андрей Горохов: «В любом андеграундном сообществе рекомендация „девушкам это понравится“ звучит как плевок в душу, но в ситуации с тустепом — это комплимент». В стремлении создавать музыку в первую очередь для прекрасных дам видится некий эротический альтруизм. В среднехудожественной поэзии это выражается во фразе «Все богатство к твоим ногам». В тустеп гэридже все именно так: дать девушке самое лучшее, очаровать ее прелестной музыкой, фирменной одеждой, поразить своими большими наручными часами, окружить вниманием, угостить конфетами и шампанскими, а затем, купив цветы, отправиться вместе домой. Тустеп унаследовал эту модель поведения у своего старшего брата — спид гэриджа (и пользовался ею после ухода последнего в подполье), где также был в почете товарный фетишизм. И, конечно, еще культ эроса. Герой нового времени это не столько нежный дамский угодник, как замечал ранее Андрей Горохов, и даже не его антипод рагга-грубиян, а их помесь — романтика и циника — с определенным запасом пошлых шуток (а-ля поручик Ржевский).

Музыкальный журналист Саймон Рейнольдс рассказывает, что эфиры пиратских радиостанций, вещающих тустеп гэридж, полны непристойными разговорами ведущих-диджеев; однажды он услышал такую речевку от одного из них: «Дамы, расстегните мою молнию, и вы увидите, насколько хорошо я оснащен!». Тут уже и говорить излишне о том, что одна из тустеп гэридж станций называлась Erotic FM, а эмси в клубах через микрофон рэповали пришедшим парам обниматься дома или даже «заняться горизонтальными действиями» (непонятно только где: дома или прямо на танцполе, как это было в нью-йоркском Paradise Garage). Впрочем, девушкам все это очень даже нравится — с чистыми романтиками, по их заверению, очень скучно.

Dem 2: Dean Boylan, Spencer Edwards

Tina Moore — Nobody better (Dem 2’s luv unlimited remix) 1997

Авторы Джереми Макалистер, Тина Мур
Исполняет Тина Мур
Обработка Дин Бойлан, Спенсер Эдвардс
C сингла Nobody better, лейбл Delirious Records

Однако, как замечал один из участников трио Dreem Teem, наличие парней в клубах, где заводят тустеп гэридж, вовсе не означает, что эта музыка им действительно нравится. «Ее могут и не понимать, — рассказывает Timmi, — но, блин, раньше они просто никогда не видели такого количества девушек в одном помещении сразу». Сработал классический прием: куда дамы — туда и мужчины. Тимми продолжает: «Мой брат, например, очень любит регги и на мое приглашение в клуб ответил что-то вроде „Не, я не слушаю хаус“. Я продолжаю его уговаривать: Да ладно, приходи, хорошо время проведешь. Вот он пошел, а как вернулся, то говорил только об одном: девушки, девушки и еще раз девушки. Позже он меня еще попросил дать ему несколько тустеп записей перед поездкой к даме сердца: „Меня девушка в машине ждет, а там нет такой музыки; одолжи пару кассет, будь другом“».

Довольно скоро обнаружится, что забава с обработкой ритм-н-блюзовых композиций получила масштабное продолжение — чуть ли не к каждой выходящей R&B записи будет написан тустеп гэридж ремикс: сначала в качестве бутлега, а потом, с постепенным признанием движения, и на официальном уровне. Тустеп прославляет ритм-н-блюзовую стилистику в узких кругах: «Вот приходишь ты в клуб, — делится впечатлениями Timmi, — Где R&B не слушали никогда, он даже в почете там не был, а людей на танцполе немерено, потому что, как оказалось, в этой музыке есть какая-то своя энергетика; оригинальный ритм-н-блюз, например, такими качествами не обладал». Наглядные примеры подпольных вариаций — горячо ротируемые в спецклубах того времени бутлеги на Уитни Хьюстон и на дуэт Бренди и Моники.

Whitney Houston — It’s not right, but it’s okay (Marvel & Eil’s G3 remix) 1999

Авторы Фред Джеркинс III, Айзек Филлипс, Лашон Дэниэлс, Тони Эстес, Родни Джеркинс
Исполняет Уитни Хьюстон
Обработка Тайрон Донахью, Джейсон Эли
C сингла My love is your love / It’s not right, but it’s okay, лейбл Arista

Brandy & Monica

Brandy & Monica — The boy is mine (Architects remix) 2000

Авторы Бренди Норвуд, Фред Джеркинс III, Джафи Техеда, Лашон Дэниэлс, Родни Джеркинс
Исполняют Бренди Норвуд, Моника Арнольд
Обработка Кевин Уильямс, Пол Акаба

  1. drum ‘n’ bass

В апреле 1999 года журнал The Wire публикует большую статью о тустеп гэридже. В ней музыкальный журналист Саймон Рейнольдс рассматривает свежий британский поджанр как новую форму хардкор техно; как продолжателя его традиций. Из хардкора вышел джангл, а из того драм-н-бейс, и Рейнольдс обращает внимание, что, как и десять лет назад, — с конца восьмидесятых начала девяностых, — музыканты пользуются теми же самыми приемами в работе с голосовыми фрагментами: ускоряют их, повышают тональность, растягивают, зацикливают, обрабатывают фильтрами и так далее. Одним из наглядных примеров хардкоровой параллели является тот же бутлег на дуэт Бренди и Моники, где применены все вышеперечисленные ухищрения с вокалом.

Рейнольдс называет тустеп гэридж хардкором для взрослых (adult hardcore), проводя аналогии между рэйвами конца восьмидесятых, где на больших площадках под открытым небом зажигали молодые ребята, которым было, в среднем, по двадцать-двадцать пять лет. Прошло время и двадцатилетние к миллениуму выросли в тридцатилетних с престижной работой, семьей и детьми. Для большинства из них уже в далеком прошлом тот отжиг с таблеткой экстази в организме; они повзрослели и теперь для них тустеп гэридж — это облегченная форма рэйва, эдакий rave lite.

Cтоит, правда, упомянуть, что культурно хардкор техно и тустеп гэридж взаимоисключают друг друга, так как во главу угла последнего поставлено не духовное единение толпы при помощи экстази, а радостное уединение по парам или в одиночку благодаря шампанскому и/или кокаину. В специальных клубах, где заводят тустеп гэридж, царит атмосфера сладкого существования, в котором, купаясь, отдыхают приходящие. Да и названия у заведений соответствующие: Sun city (Солнечный город), Cookies & Cream (Печенье с кремом), Ice cream (Мороженое), Pure silk (Чистый шелк), Bliss (Блаженство) и мекка младенчества британского гэриджа — клуб Twice as Nice (В два раза лучше). Туда, как и во времена безумной популярности спид гэриджа, не пускали молодежь в джинсах, кроссовках и всякой спортивной одежде. В этом было противопоставление рэйверской моде: повседневной одежде, вещам из секонд-хенда или сшитыми собственными руками — фирменными женскими нарядами и идеально выглаженными мужскими костюмами. А иначе никак не насладишься карамельной музыкой. «Клубы стали советовать своим посетителям: одевайтесь приличней и люди к ним прислушиваются, — объясняют в Twice as Nice, — Это создает приятную атмосферу в заведении и автоматически отсекает на входе хулиганов».

MJ Cole

MJ Cole — Sincere 1998

Автор Мэтью Джеймс Колман
Исполняют Нова Каспер, Джей Ди
C сингла Sincere, лейбл Metrix Recordings

Весной 1998 года в Британии выходит пластинка, про которую многие потом скажут, что это именно она дала обратный отсчет до вывода тустеп гэриджа в широкие массы — Sincere Мэтью Джеймс Колмана. Первоначальные тиражи не делали особой погоды — видимо, рынок оказался еще не готовым к тустепу — сингл вылетел через две недели из хит-парада продаж, успев занять максимум 38 место. Все меняется после подписания контракта с Жиллем Петерсоном, под патронажем которого Колман начинает колесить по миру и пишет официальные тустеп-ремиксы известным музыкантам. Лейбл Жилля, Talkin’ Loud, занимает выжидающую позицию и в 2000 году, в поддержку дебютного альбома Колмана Sincere, выходит и переиздание одноименного сингла, и другого, записанного в период странствий, материала. Важный для музыкального направления момент — релиз первого долгоиграющего альбома, выдержанного в единой стилистике течения. В начале двухтысячных, когда тустеп гэридж доберется до берегов США, американская пресса будет представлять Колмана одним из флагманов движения; а сам Колман будет почтенно давать забугровым журналистам комментарии и интервью.

Хотя в Штатах успехи не велики. Родина щедрей одаривает молодого композитора — переизданный Sincere держится в сотне самых продаваемых синглов Королевства пять недель, сразу взлетев на тринадцатое место. Дебютная долгоиграющая пластинка Колмана держится в хит-параде альбомов целый месяц — ее номинируют на престижный Mercury Prize в двухтысячном, но она так и останется кандидатом в призеры. (Важное сравнение: номинантом в лучшие альбомы 1998 года был New forms Рони Сайза. Тогда драм-н-бейс деятель получил награду, и это означало закрепление успеха британских ломаных ритмов на массовой сцене Соединенного Королевства. В 2000-м уже можно было и не получать приз, а довольствоваться номинацией — тустеп гэридж уже и так был признан на родине и пользовался невероятным спросом у ее публики.)

Elisabeth Troy

MJ Cole — Crazy love 2000

Авторы Мэтью Джеймс Колман, Элизабет Трой
Исполняет Элизабет Трой
C сингла Crazy love, лейбл Talkin’ Loud

(Несмотря на тот факт, что в Sincere несвойственная тустепу классическая ровная бочка 4/4 выведена на первый план, а, собственно, самому тустеп-ритму отведена второстепенная роль, трек считается одним из гимнов поджанра. Crazy love того же Колмана исправляет положение. Он, если верить хит-парадам, был даже успешней Sincere.)

Немаловажно и то, что Колман пришел в гэридж прямиком из драм-н-бейс среды. В середине 90-х он устроился в лондонский звукиздат SOUR — сначала заваривал тамошним работникам чай и кофе, но со временем дослужился до должности инженера звукозаписи. Правда, к 1997 году Мэтью понял, что разочаровался в драм-н-бейсе: «У него стало доминировать механическое звучание, он потерял в этом душу. Я занимался, конечно, сведением подобных треков, но ради них пришлось забыть на время о музыкальности. А потом появился тустеп; и неожиданно нашлось место для мелодизма и самого разного программирования ударных». Несмотря на любовь и почтение к своим кумирам, создавшим текстеп, Колман признается в любви к тустепу и остается ему верен и по сей день.

  1. techstep

Один из эталонов текстепа

Shanks & Bigfoot — Sweet like chocolate 1999

Авторы Дэнни Лангсмэн, Стивен Мид
Исполняет Шэрон Вульф
C сингла Sweet like chocolate, лейбл Chocolate Boy Recordings

Ramsey & Fen feat. Lynsey Moore — Love bug 1998

Авторы А. Фенман, Б. Ремзи, Мэтью Джеймс Колман
Исполняет Линси Мур
C сингла Love bug, лейбл Bug Records

  1. liquid funk
  2. neurofunk
  3. jungle

Во времена скоротечной популярности спид гэриджа, конечно, ходило немало разговоров о том, что некоторые драм-н-бейс музыканты переходили на сторону зла UKG. Правда, конкретных имен тогда не называли. Это потом уже выяснилось, что некоторые преуспевающие тустеп творцы действительно раньше работали на драм-н-бейс арене (MJ Cole, Steve Gurley, Grant Nelson, Tim Land, например). Радикальные изменения, которые начались во второй половине 90-х в семействе британских ломаных ритмов, заставили многих музыкантов, не согласных с диктатом андроидного звука и с исчезновением голосовых семплов из драм-н-бейса, либо сменить музыкальное поле, либо вовсе уйти из профессии (пусть и на время). Несомненно, позже ситуация изменится: в первую пятилетку нулевых в тренд выйдет ликвид фанк, в основе которого состоит тот же проникновенный (soulful) вокал; правда, к тому времени звездный час тустеп гэриджа будет уже считаться пройденным. По мнению музыкантов, многие из них учились строению ритмического рисунка в период зенита джангла до нарастающей популярности текстепа. Саймон Рейнольдс подшучивает: «Сейчас, однако, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь нейрофанк-гик создал такой сладкий и соблазнительный трек как Destiny».

Timbaland & Magoo feat. Aaliyah & Missy
Up jumps da boogie
1997

Вместе с этим Мэтью Колман не согласен с предположением, что отцы тустепа вдохновлялись работами мастеров драм-н-бейса. MJ Cole видит истоки в североамериканском ритм-н-блюзе: «Когда начали выходить диски Мисси Эллиотт и Тимбалэнда, это казалось полетом в космос; это оказало невероятное влияние на то, что впоследствии стало тустепом, — рассказывает Колман, — Ведь танцевальная музыка тогда была построена на принципе ровного ритма в 4/4; и если бы к нам в тот момент не начали приходить ритмы той зарубежной эстрады, я не думаю, что у нас появился бы тустеп».

Artful Dodger feat. Romina Johnson — Movin’ too fast 1999

Авторы Фабио Рапони, Инго Шварц, Орландо Джонсон, Марк Хилл, Пит Деверуа
Исполняет Ромина Джонсон
C сингла Movin’ too fast, лейбл Locked On

Artful Dodger pres. Craig David — Rewind 1999

Авторы Марк Хилл, Пит Деверуа
Исполняет Крейг Дэвид
C сингла Rewind, лейбл Public Demand

Craig David

Scott Garcia
It’s a London thing
1997

В прибыльные для тустеп гэриджа годы (1999—2001) на арене появляются свои супергерои: певец Крейг Дэвид и музыкальный дуэт по имени вора-карманника из детской книги Диккенса, Артфула Доджера, в честь многочисленных нелегальных бутлегов, созданными ребятами еще до выхода тустепа на коммерческие рельсы. У подающего большие надежды 18-летнего Крейга уже солидное андерграундное прошлое: солировал в местных клубах, основал собственную пиратскую радиостанцию, скупал пачками джангл и драм-н-бейс записи на виниле; записывал миксы из брейкбита и ритм-н-блюзовых а капелл, услышав первые образцы гэриджа того времени: Never gonna let you go Тины Мур и It’s a London thing Скотта Гарсиа. Так, на одном из выступлений в каком-то британском клубе, Дэвид и познакомился с Марком Хиллом, половиной союза Artful Dodger. «Изначально не было желания записывать песню для того, чтобы отдать ее на радио или продать какому-то лейблу, — вспоминает Крейг Дэвид, — И тогда мы выпустили Rewind подпольно, чисто для нашей сцены. И вызывали им такой общественный резонанс, что нам быстро удалось выпустить сингл официально, а он потом еще достиг вторых позиций в хит-парадах».

Mark Hill, Pete Devereux

Крейг Дэвид становится лицом тустеп гэриджа, предметом ахов, вздохов и обожания среди пубертатной молодежи, для которой, в общем-то, неважно, что было до Крейга: Dreem Teem, MJ Cole и какие-то бесконечные бутлеги на Уитни Хьюстон. Крейг Дэвид стал заслоном, такой границей, отделяющей мейнстрим тустепа от андерграунда тустепа. У поджанра появился мужской вокал — до этого были, конечно, попытки других что-то спеть или засемплировать, но, в основном, все ограничивалось рагга речитативом поверх двухударного ритма. Девичьих сладких и прозрачных, как леденец, голосов в тустепе хватало, а на мужские бархатные волны сохранялся долгий дефицит. Журнал CMJ New Music Monthly беззлобно называет любовные пения Крейга «щенячьими нежностями», от которых дамы буквально тают. Второй участник дуэта Artful Dodger, Пит Деверо, заявляет, что в Европе Крейг Дэвид сравнялся по популярности с *NSYNC — группой из Штатов, пик развития которой пришелся на тот же миллениум.

B-15 Project feat. Shola Ama, Ms. Dynamite — Feels so good 2001

Авторы Энгус Кэмпбелл, Йан Уоллман
Исполняют Матюрен Кэмпбелл, Ниоми Маклин
C сингла Feels so good, лейбл Relentless Records

B-15 Project feat. Crissy D, Lady G — Girls like us 2000

Авторы Энгус Кэмпбелл, Брайана Треверс, Донет Неверс, Джанис Фифф
Исполняют Донет Неверс, Джанис Фифф
C сингла Girls like us, лейбл Relentless Records

Альянс покоряет вершину за вершиной: синглы Крейга находятся в британском хит-параде по десять-пятнадцать недель, занимая там верхние строчки. Его дебютный альбом Born to do it стал золотым в девяти странах мира и платиновым еще в десяти (в том числе и в США). В британском же национальном чарте первая пластинка Дэвида находится 51 неделю (одиннадцать месяцев), причем покидать первую двадцатку она начинает только после семи месяцев пребывания на вершине. В октябре 2000 года Крейг Дэвид выиграет на ежегодной Music of Black Origin Awards половину из шести заявленных номинаций: лучший певец, лучший дебют и лучший британский ритм-н-блюз исполнитель. MJ Cole там, кстати, получит приз в качестве музыканта года. Монстры современного американского хип-хопа (Puff Daddy) и ритм-н-блюза (Jennifer Lopez) злобно минусуют британского новорожденного за отклонение творческих союзов с ними.

Идиллия заканчивается в 2001-м с приходом на сцену новых игроков, создающих новые правила. Команда So Solid изначально состояла из пятерки-костяка — в основном, друзей детства. За небольшое время группа разрастется до почти сорока участников, напоминая чем-то мощный британский ответ североамериканской хип-хоп банде-девятке Wu Tang Clan. В треках So Solid Crew фиксируется изменение британского гэриджа: он становится грузным, мрачным, злобным. Под напором рэпующих хулиганов, тустеп в прежней форме в массовом сознании прекращает свое существование, он теряет свою популярность, команда дает предложение нового вида гэриджа и на него есть активный спрос. Тысячами и тысячами копиями раскупается их сингл 21 seconds в первую неделю продаж. Не говоря уже о дебютном альбомe They don’t know it, который за месяц превысил отметку в более чем полмиллиона приобретенных экземпляров.

Ms. Dynamite

Sticky feat. Ms. Dynamite — Booo! 2001

Авторы Ричард Форбс, Ниоми Маклин
Исполняет Ниоми Маклин
C сингла Booo!, лейбл FFRR

So Solid Crew — 21 seconds 2001

Авторы Дуэйн Винсент, Эшли Уолтерс, Джермейн Уилльямс, Шейн Нейл, Лиза Маффиа, Майкл Харви, Марвин Доукинс, Джейсон Мур, Даррен Вейр
C сингла 21 seconds, лейбл Talkin’ Loud

Тревогу начали бить еще в ‘99-м,  когда на сцену стали проникать записи другого типа: сделанные, вроде бы, и в гэридж стилистике, но во многом они отличались от того, что создавалось раньше. В жанр пришло новое поколение: молодое и с требованием подвинуться. Это был классический конфликт разных возрастных групп, каждая из которых знает, как и что надо делать. Но благодаря этой генерации юнцов, гэридж пополнил копилку новыми поджанрами и изменил собственную внешность. Осенью того же ‘99 года матерые участники сцены, которые перед новой волной музыкантов выглядят уже «старичками», организовали комитет по защите их интересов, интересов британского гэриджа — такой же был в свое время и в драм-н-бейсе. Собрание занималось влиянием на пиратские радиостанции, работой с нужными клубами, трудилось над созданием собственного хит-парада и своего журнала. Особый успех — жанровая церемония награждения, UK Garage Awards. Но чем не смог похвастаться комитет, так это музыкальной закупоркой неугодных ему записей. Меньше чем через год UK Garage Committee был распущен, так и не достигнув главной своей цели; как, впрочем, и драм-н-бейсовый. Опытные участники гэридж сцены признавали: дело оказалось совсем не в музыке, дело было в обществе.

So Solid Crew — это типичный пример группы из гетто. А в гетто, в силу некоторых причин, о нежностях поют редко. Но публике нравится непрекращающийся поток речей о сексе, деньгах и об оружии. Белое уходит в черное: лирика становится читкой, любовь — ненавистью, ухаживание — преследованием. Журналы пишут о насаждении культа агрессии, мол, группа делает убийство «одним из модных аксессуаров». Совсем скоро тексты перенесутся за сцену. В марте 2001 года первое сообщение об избитом до смерти подростке с ножевым ранением на задворках клуба, где выступали So Solid Crew. В другом месяце — о застреленных двух мужчинах уже в клубе, где выступали So Solid Crew. Затем аресты непосредственно самих членов So Solid Crew по разным обвинениям: хранение оружия, распространение и хранение химтоваров, нанесение тяжких телесных повреждений (один разбил челюсть девушке, ответившей ему отказом). Власти решаются: полиция отказывает предоставлять разрешения на проведение фестивалей, где будут заявлены участники So Solid Crew, так как не может ручаться за безопасность мероприятий. Британский тур в поддержку дебютного альбома группы сорван.

Envoi — Landscapes 2002

Автор Льюис Хопкин
C компиляции The sound of the cosmos, лейбл Hooj Tunes

Blue Effect — Skybound 2002

Авторы Дэн Кэхилл, Фил Лициний
Исполняет Рэйчел Лэнг
C компиляции The sound of the cosmos, лейбл Hooj Tunes

MC Creed

Гэридж откатывался к рэйвовым временам. Причем, к их самым худшим формам: с вооруженными бандформированиями, разборками, отравлениями, запретами на проведение самих рэйвов и судами над их устроителями. «Когда сцена становится популярной, она неизбежно наполняется всякими имбецилами и прочими отбросами, — делится мнением бывалый MC Creed, — Мы выступали за мир, любовь и хорошее настроение, а потом пришла агрессивно настроенная молодежь и сказала: йоу, у нас есть пушки и мы тут теперь главные». Крид знает, что его слова сейчас не очень популярны в среде новоявленных эмси: «Молодежь называет нас „хейтерами“ (ненавистниками) потому что мы говорим им: вы все просрете. Мы же старше, мы это все уже видели раньше. А они находятся в руках неких авторитетов, которые хотят уничтожить сцену».

Посадки участников So Solid Crew ситуацию в британском гэридже не изменили и благосклонность прессы не вернули. Впоследствии упадет популярность и самой группы, тогда уже и беспокоиться будет не о чем — гэридж благополучно пережил разделение на несколько новых поджанров, которые продолжили развиваться уже вне зависимости от состояния тустепа. Сам же тустеп нисколько не умер, а продолжал жить за счет записей его основателей, а потом уже и композиторов новой волны. Но криминальное прошлое и отвод стиля в другое направление коренным образом отвернули от него масс-медиа; тустеп ушел в подполье, наступали грайм и брейкстеп.

  1. grime
  2. breakstep

1240 1323 325