Speed Garage
Георг ПалладьевБританию очень часто называют трудной зоной для музыкальной экспансии. В силу самодостаточности музыкального рынка Соединенного Королевства, Британия может и сама диктовать мировую моду на актуальную музыку с одной стороны, и отрицать мировое обожание с другой — сопротивляясь ему до конца. Музыканты извне, а также их агенты и продюсеры, начисляют себе жирные очки за взятие неприступного бастиона. Музыканты изнутри, видимо недовольные музыкой
1993 год — начало истории спид гэриджа. В это время в Европе безумно популярны дип хаус и гараж хаус. Британия же приходит в себя после второго пришествия поколения экстази. Официально рэйвы запрещены и массовые отрывы от реальности возможны только под крышей клубов. Публику там успокаивают задушевным хаусом; в некоторых районах играют новые разновидности хардкор техно, а джангл захватывает все больше молодых умов. Специалисты говорят, что спид гэридж косвенно возник от последнего — в это время обретающий силу джангл начинает тяготеть к темному, жесткому звучанию, чем не радовал определенный сегмент нарастающей аудитории. Контрсила сместилась на юг страны в виде небольших вечеринок и немассовых подпольных рэйвов, дабы не тревожить силовые структуры. Там небольшая команда диджеев начинает играть гараж хаус на повышенной скорости:
Dreem Teem
Ускоренный гараж хаус образца 1994 года
Флагманом нового движения становится диджейское трио Dreem Teem — музыкальные ускорители гараж хауса. Ставят, в основном, инструментальные (даб) версии композиций — при таком темпе игры голос вокалистки начинает пронзительно верещать (питченый, то есть с измененной высотой тональности, голос в западной практике называют «бурундучьим» — chipmunk — от группы взрослых Alvin
В течение этого же года группа диджеев с небольшой публикой перемещаются в клубы, где им отдают небольшие зоны для развлечений — возникает так называемая воскресная сцена (Sunday scene). Воскресная она потому, что хозяева ночных заведений считали ускоренный инструментальный гараж хаус не очень привлекательным и не очень прибыльным — кассу, по сравнению с хардкор техно, джанглом и дип хаусом, он собирал небольшую, а потому они позволяли снимать клуб для тематических вечеринок в ночь с воскресенье на понедельник. Это уже потом, когда спид гэридж обрел и прибыльность, и привлекательность, — джангл и хардкор подвинулись, уступив гэриджу ночи пятницы и субботы. Участники тусовки шутили тогда про Friday scene и Saturday scene, но только термин воскресной сцены закрепился за спид гэриджем навечно.
Спид гэридж еще косвенно возник от джангла потому,
Armand van Helden
CJ Bolland — Sugar is sweeter (Armand’s drum ‘n’ bass remix) 1996
Обработка Арманд ван Хелден
C сингла Sugar is sweeter, лейбл Internal
Первым настоящим треком в стиле спид гэридж называют ремикс
Пометку про
Tori Amos
Tori Amos — Professional widow (Armand’s star trunk funkin’ remix) 1996
Обработка Арманд ван Хелден
C сингла Professional widow, лейбл Atlantic
Nuyorican Soul — Runaway (Mongoloids in space) 1996
Исполняет Линда Кабаллеро
Обработка Арманд ван Хелден
C сингла Runaway, лейбл Talkin’ Loud
Решающий удар ван Хелден наносит, выпуская ремикс на Spin spin sugar с тяжеловесным басом. Вот это уже действительно гэридж и авторская пометка в скобках тому лучшее подтверждение. Spin spin sugar в обработке ван Хелдена британский журнал Muzik Magazine называет ремиксом ‘97 года. Несмотря на то, что Spin spin sugar максимум добрался до 21 позиции и продержался
Арманд свел воедино все элементы, которые практиковал до этого отдельно: перекатывающийся ритм — вроде, и присутствует прямая бочка
Kelli Dayton
Sneaker Pimps — Spin spin sugar (Armand’s dark garage remix) 1997
Исполняет Келли Дэйтон
Обработка Арманд ван Хелден
C сингла Spin spin sugar, лейбл Virgin
Professional widow взорвал чарты продаж, взлетев в первую неделю на 2 место, а во вторую — на первое. Суммарно сингл Тори Эймос с безвозмездным (ходят слухи, что ван Хелдену либо совсем мало заплатили, либо не заплатили вообще) ремиксом продержался
Dead Dred
Dred bass
1994
Еше одна немаловажная деталь роднения с джанглом — сингл Ripgroove, последовавший за Spin spin sugar ван Хелдена почти сразу. Ключевой момент: басовая партия трека была позаимствована из Dred bass — вещи, считавшейся родоначальницей
Double 99
Double 99 — Ripgroove 1997
C сингла Ripgroove, лейбл Satellite Records
Ripgroove не имел большого успеха в Штатах (как, например, работы ван Хелдена: Runaway, Professional widow и Sugar is sweeter уверенно достигали первых мест, а Spin spin sugar — максимум второго), но в тусовке британского гэриджа он произвел эффект разорвавшейся бомбы: бас из старого джангл-трека, ритм из ванхелденского Sugar is sweeter —
Про спид гэридж с характерным ямайским душком говорили — raggage, рэггидж. В смысле, рагга гэридж. Его еще называли бандитским, опасным — dangerous garage, усматривая в участившихся ганшотах (семплах с выстрелами), обрывках сирен и растянутых во времени вокальных фрагментах
Robert Miles — Freedom (RIP original flava dub) 1997
Исполняет Кэти Следж
Обработка Омар Адимора, Тим Ликен
C сингла Freedom (Remixes), лейбл Overdance!
Todd Edwards — автор термина Speed Garage
Как раз в это время в обиходе cцены появляется термин speed garage. Появление его двояко: одни говорят, что его подкинули музыкальные СМИ; другие — что определение импровизационно бросил музыкант из Штатов Тодд Эдвардс. Один из творцов сцены, Доминик Спредлав (Dominick Spreadlove), вспоминает: «В первый год к нам приезжали самые разные диджеи. Тодд Эдвардс навещал нас регулярно и от него я услышал в первый раз термин speed garage. Мы с ним стояли за сценой и разговаривали о музыке, да и вообще обо всем, как он обратил внимание, как DJ Hermit ускорял проигрываемую музыку. Он это назвал спид гэриджем. Я никогда не забуду этот момент, потому что
Тодда Эдвардса славят как крестного отца британского гэриджа, но на деле он больше принимал участие в движении тустепа, которое формировалось в год пиковой популярности спид гэриджа —
Однако самим участникам британской сцены лингвистическая находка Эдвардса не очень по душе: «Мы не пользуемся термином speed garage — мы говорим просто андерграунд или андерграундный гэридж — underground garage. Нашу музыку можно описать и как андерграундный фьюжн, underground fusion — так как она вобрала в себя элементы преимущественно андерграундной, немассовой музыки. И хотя наши треки родственно близки с мейнстримным, то есть популярным гараж хаусом, в нашей музыке присутствуют частицы из джаза, латиноамериканской музыки, джангла, регги и даже техно».
Loop da Loop
Todd Terry — Somethings goin’ on (Loop da Loop uptown remix) 1997
Исполняют Джойслин Браун, Марта Уош
Обработка Ник Дрести
C сингла Somethings goin’ on, лейбл Manifesto
Boris Dlugosch pres. Booom — Hold your head up high (Jullian Jonah’s bad boy remix) 1997
Исполняет Инайя Дэвис
Обработка Джуллиан Иона
C сингла Hold your head up high, лейбл Positiva
Вполне возможно, что неприязнь к слову speed (скорость) обусловлена его жаргонным значением: speed на языке рэйверов и наркоманов, а также рэйверов-наркоманов означает амфетамин — химический стимулятор, который раньше использовался как лекарство широкого профиля, а ныне он запрещенное химвещество. Амфетамин в больших дозах вызывает чувство эйфории; при увеличенном и длительном приеме приводит к психозу. Видимо, за то, что амфетамин очень быстро снимает усталость, придает жизненные силы, увеличивает сердцебиение, а также подавляет аппетит и сон — он и получил свое прозвище.
Пол Чемберс (Paul Chambers), один из основателей музиздата 500 Rekords, что выпускал британский гэридж на пластинках, имеет свою точку зрения: «У всех есть своя терминология, а я просто создаю музыку в стиле „гэридж“. […] Одна из причин, почему люди так рьяно стремятся повесить на гэридж
Tuff Jam
Как видно, слово «андерграунд» здесь ключевое. Почти что на всех работах признанных отцов-мастеров спид гэриджа фигурирует эпитет подпольный. Правда, когда спид гэридж треки пробиваются в национальный (читай: общий)
Byron Stingily — Sing a song (187 Lockdown’s vocal remix) 1997
Исполняет Байрон Стинли
Обработка Дэнни Харрисон, Джулиан Иона
C сингла Sing a song, лейбл Manifesto
Lisa Stansfield
Lisa Stansfield — The line (Loop da Loop gangster house remix) 1997
Исполняет Лиза Стэнсфилд
Обработка Ник Дрести
C сингла The line, лейбл Arista
Когда движение было еще молодо, словосочетание британский гэридж — UK Garage, или сокращенно UKG, — обозначало тот же спид гэридж. Потом жанр начал делится: вышел тустеп, а за ним брейкстеп; грайм, а за ним дабстеп и теперь аббревиатура UKG это целый жанр, собирательное понятие; как хаус, например. А потому в тематических сборниках с названиями, вроде 100% UK Garage, могут рядом находиться как тустеп, спид гэридж треки, так и бейслайн и дабстеп композиции.
Определение британский гэридж еще потому актуально, что UK Garage произошел от американского (US) гаража — музыки, сформированной в стенах
187 Lockdown — Gunman 1997
C альбома 187 (1998), лейбл EastWest
187 Lockdown
187 Lockdown — Kung fu 1998
C альбома 187, лейбл EastWest
Возвращаясь к полукриминальной теме: в конце 1997 года британский дуэт 187 Lockdown издает сингл Gunman, который сразу же стал классикой. Gunman, полный спид гэриджных штампов, становится интересным исключением в практике поджанра — это был первый трек, использующий мелодию в себе. До этого в обязательный набор композиции входил только перекатывающийся ритм, виляющая басовая линия и пару эффектов (среди них обязательны, конечно, и голосовые). Собственно, бас и был, можно сказать, мелодией в композиции, ее заменителем. 187 Lockdown заметно облагородили звучание поджанра и пополнили его копилку замечательными эталонами стиля.
Новый жанр сформировал новую культуру время препровождения. В Британии конец десятилетия выдался очень удачным — экономический бум дает возможность жить на широкую ногу. Устроители спид гэридж вечеринок стараются отгородиться от рэйверского прошлого электронной музыки и вводят собственные правила на то, как одеваться (дресс код) и на то, как себя чувствовать (майнд мод). Ночные заведения, где играют спид гэридж, полны девушек — прежде они составляли приличную аудиторию
Les Indiscrets — Without you 1998
C сингла Without you, лейбл Fresh Fruit Records
DJ Pooch — Burnin’ up (Remix) 1998
C сингла Come on / Burnin’ up (Remixes), лейбл Chocolate Boy Recordings
Осенью ‘97 года в британской прессе появляются две крупные публикации о спид гэридже: в ноябре о нем пишет ежедневная газета The Independent, в сентябре — ежемесячный журнал Muzik Magazine, объявив новый жанр темой номера. Оба издания частично пишут о нелегком противостоянии с музыкальными гигантами:
Журнал Muzik Magazine за сентябрь 1997 года: «Speed Garage как новая лихорадка субботнего вечера»
Обложка тематического номера Muzik Magazine как нельзя лучше иллюстрирует эстетический [элитный] гедонизм, который является главным стержнем вечеринок в стиле спид гэридж. Все это, конечно, никак не вяжется с безвкусной рэйверской культурой, родившейся на рубеже восьмидесятых-девяностых. Музыкальный критик Саймон Рейнольдс немного позже это стремление к красоте свяжет с дорэйверской клубной культурой середины восьмидесятых, когда Британия переживала такой же экономический подъем. Отсюда отказ от рэйверского экстази и переход на нечто подороже — на кокаин.
Serious Danger — Deeper (Part 2) 1997
C сингла Deeper, лейбл Fresh
The Independent лучше раскрывает тему внутреннего духа вечеринок. В частности, там есть очень интересный фрагмент, советующий, что надеть, собираясь в клуб на спид гэридж вечеринку. Обязательно
Танцуют под спид гэридж тоже особенно: встают прямо, расставляют локти по бокам на уровне плеч, потом вытягивают руки вверх и сжимают ладони в кулак. Не двигая почти что нижней частью тела, пускают ноги в пляс.
PF Project — Choose life (JDS vocal remix) 1997
Исполняет Эван Макгрегор
Обработка Даррен Пирс, Джулиан Наполитано
C сингла Choose life, лейбл Positiva
Janet Jackson
Janet Jackson — Got ‘til it’s gone (Armand van Helden speedy garagez remix) 1997
Исполняют Джанет Джексон, Камаль Фарид
Обработка Арманд ван Хелден
C сингла Got ’til it’s gone, лейбл Virgin
Годы девяносто шестой и девяносто седьмой были для спид гэриджа временем славы. Девяносто девятый год стал для движения годом забвения. По официальной версии музыкантов, их детище достигло слишком больших высот и начинало плотно увядать в коммерции. Чтобы это предотвратить, мейнстримное дитя упрятали глубоко в андерграунд. Специалисты со стороны утверждают, что спид гэридж просто вышел из моды, уступив по популярности своему младшему брату — тустеп гэриджу, который и вправду оказался коммерчески успешней и долговечней старшего. А спид гэридж музыканты, отчасти ненавидевшие тустеп, якобы делают хорошую мину при плохой игре.
2-Step Garage,
например
Третье объяснение опирается на печально известный опыт перенасыщения рынка — спид гэриджа стало слишком много. Множество мелких лейблов, любителей-музыкантов — все они выпускали пластинки с незатейливыми композициями,
Sound Boy — 42 gun bad boy 1998
C сингла 42 gun bad boy
Спид гэридж — это очень такая хулиганская музыка. Прямая и совсем не утонченная. Непривыкшие к подобными нравам, сторонние слушатели называют ее не в меру неинтеллектуальной и самой ужасной (безвкусной) музыкой на планете. Но сосредоточение в андерграунде не мешает спид гэриджу влиять на современность — его традиции давно продолжены модными и современными поджанрами течения; не мешает его андерграундность и музыкантам новой волны приспосабливать звучание старой школы к новым тенденциям (nu school speed garage). И уж тем более нахождение спид гэриджа в подполье не мешает его давним поклонникам переслушивать пластинки, когда шалопайский жанр был в зените славы.
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!