Acid House
Георг ПалладьевВ один день середины
Phuture — Acid tracks 1985
C мини-альбома Acid tracks (1987), лейбл Trax Records
Классического эйсид хауса не существует без бас-генератора Roland
DJ Pierre
Как и положено великим открытиям, эйсид хаус был открыт случайно — с помощью проб и ошибок. Диджей Пьер рассказывал, что однажды его друзья Эрл Спанки и Герберт Джей, с которыми он составляли трио Phuture (название, как говорят, дань чикагскому разговорному), приобрели
Композиция была написана в 1985 году, но издана только
Larry Sherman
По словам Эрла Спанки, фактический глава Trax Records Ларри Шерман не понимал хаус вообще (его интересовала финансовая составляющая дела), а ушами Ларри был Маршалл Джефферсон, который настоятельно советовал Шерману выпустить трек. «Но там же нет слов», — перекривляет Джефферсон голос Ларри . «Да, но то же самое ты говорил и о Can you feel it», — ответил Маршалл в том диалоге.
Fingers Inc.
Can you feel it
1988
Джефферсон говорит о Ларри Херде, который под псевдонимом Mr. Fingers принес на издание несколько своих треков и Маршаллу приходилось пробивать глухую оборону Шермана. Вокруг Trax Records и самой его главной фигуры ходит много не самых лучших историй и одна из них такова, что Херд хотел аванс больше, чем обычно выдавал Шерман (по словам владельца музиздата, музыкантам выплачивалось порядка 3 000 $) и поэтому Херду пришлось продать все права на треки, не получив ничего взамен. Слушатели же обрели композицию, которая уверенно входит в десятку первых эйсид хаусных треков.
Mr. Fingers — Washing machine 1986
C мини-альбома Washing machine, лейбл Trax Records
Sleezy D. — I’ve lost control (Space side) 1986
C сингла I’ve lost control, лейбл Trax Records
Marshall Jefferson
↑ Одна из первых эйсид хаус записей, выпущенных на виниле (за год до официального релиза Acid tracks).
Автором термина acid house считается Герберт Джей, состоявший в лучшие годы в трио Phuture. Но это уже следствие. Причиной связывания эпитета acid с новым подвидом хаус-музыки специалисты видят в клубе Music Box, где так активно продвигался In your mind, и где в напитки посыпали ЛСД (в подпольных клубах запрещалось официально разливать спиртное). Считалось, что так музыка воспринимается лучше, любовь к окружающим сильнее, а одинокие всегда могут найти себе пару на ночь. Жаргонное обозначение ЛСД в Штатах, где он был впервые синтезирован, — acid, как сокращение от диэтиламида
Маршалл Джефферсон утверждает, что наркотический ореол в слове acid прямого отношения к употреблению химии не имеет. В том смысле, что звучание Acid tracks было настолько необычным и настолько похожим на то, как если бы
Larry Heard
Mr. Fingers — Acid attack 1988
C альбома 6 track EP, лейбл Jack Trax
Phuture Phantasy Club — Slam 1988
C сингла Slam / Spank spank, лейбл Low Fat Vinyl
Образец эйсид рока 1968 года
Ларри Шерману первый трек Phuture напомнил звучание эйсид рока — разновидности психоделического рока, главными фигурами которого являются Джимми Хендрикс, Айрон Баттерфлай, ранние Пинк Флойд, а с ними еще ряд музыкантов. Acid rock характеризуется обильным применением спецэффектов с мощными музыкальными пассажами, а его композиции вгоняют слушателя в гипнотическое состояние. (Очевидная параллель: эталоны эйсид хауса завораживают не меньше.) Сам же психоделический рок возник
При всей кажущейся сложности и потусторонности звучания, получение кислотного соло не было столь сложной задачей. Зато звук подавался на выходе стопроцентно экзотический. Главный виновник кислотной истерии конца восьмидесятых,
Armando
Armando — Land of confusion 1987
C компиляции Acid house (1988), лейбл Jack Trax
Armando — 151 1988
C компиляции Acid house (1988), лейбл Jack Trax
В 1988 году эйсид хаус официально в Британии. Музыкальное издательство Jack Trax, которое уже на протяжении года выпускает одноименные компиляции с треками как американских, так и английских новаторов в жанре хаус-музыки, лицензирует за океаном восемь треков и сдает в печать сборник Acid House со смысловой обложкой. Публика взвыла. Британцы знали об эйсид хаусе (равно как и о самом хаусе) еще давно — чемоданы c пластинками из Штатов укатывают в сторону Ибицы уже несколько лет и там уже начинает происходит
Центр хаус-музыки в Британии — Манчестер, на северо-западе страны. В Лондоне традиционный хаус не радовал публику, а скорее ее больше раздражал — для них он был продолжением диско и ассоциировался, в первую очередь, с гомосексуалистами. Там больше любили хулиганистый (с преферансом и путанами), в собственно обустроенном помещении, под любимую музыку и, обязательно, в Лондоне. Пол Окенфолд
Armando — Downfall 1988
C компиляции Acid trax. Volume 1, лейбл Jack Trax
808 State — Flow coma 1988
C альбома Newbuild, лейбл Creed Records
808 State в первоначальном составе: Graham Massey, Gerald Simpson, Martin Price
Shoom был очень закрытым местом, где действовал жесткий отбор желающих потусоваться
Александр Шульгин с супругой
На Ибицу же экстази завозился из Штатов. Его научное название — метилендиоксиметамфетамин или сокращенно МДМА. Впервые его синтезировали в 1912 году, но не смекнули сразу, что с ним можно сделать. Затем, в виду известных политических и военных потрясений, о психоактивном соединении забыли, к тому же в работе первооткрывателя-немца Кёлиша, об МДМА говорилось как о побочном продукте синтеза другого вещества. Во второй
Слово о существовании экстази передавалось шепотом — у многих ученых перед глазами была картина ЛСД, который тоже использовался для сеансов психотерапии для «расширения сознания» и исследования которого были запрещены, когда лизергид утек в массы и стал просто инструментом для получения немедленного кайфа. Однако,
Adonis — Acid poke 1988
C сингла Acid poke, лейбл Desire Records
Bam Bam — Where is your child 1988
C сингла Where is your child?, лейбл Desire Records
Bam Bam
В Британии запрет на экстази ввели еще в 1977 году, когда полиция совершила облаву на одну подпольную лабораторию, что занималась производством химических стимуляторов, не состоящих вне закона. У будущих заключенных нашли формулы создания МДА — метилендиоксиамфетамина — очень схожего с экстази психоделика, который очень часто продается под видом МДМА, хотя эйфория от нее менее интенсивная, но зато уровень эмпатии (сопереживания) выше,
Тот самый смайлик-логотип. Автор: Harvey Ball
В начале 1988 года у клуба Shoom появился свой постоянный логотип — желтая улыбающаяся рожица. До этого знаком служило вытянутое по вертикали сердце с вписанными в него и повторяющими его контур буквами с названием заведения. Односторонние открытки в форме сердца с информацией о том, кто сегодня играет и во сколько, распространялись среди своих людей. Дэнни Ремплинг рассказывал, что идея со смайликом пришла к нему в голову, когда он повстречался со своим знакомым дизайнером одежды, на котором был круглый значок с улыбкой. «Да! Вот оно!» — восклицал хозяин клуба, — «Как раз вот этот смайлик и подмечает, что происходит вокруг: одни улыбки и позитив!». С тех пор рожица стала неотъемлемым атрибутом оформления на листовках «Шума». Графический рисунок смайлика вообще (или, как его называют, смайли — smiley) был создан
Существует версия, что популяризации приращение смайли к эйсид хаусу в Британии поспособствовала серия комиксов «Хранителей» (Watchmen), которая к тому времени вышла в виде графического романа. Серия состояла из 12 выпусков; первый вышел в сентябре 1986 года и содержал на обложке всем знакомую желтую рожицу с окровавленной минутной стрелкой.
Также на рубеже 1987 и 1988 года выходил счастливый выпуск (happy issue) культового музыкального и модного журнала
Дружба начинается
Laurent X — Machines 1989
C мини-альбома Machines, лейбл House Nation Records
Spanky — Acid bass 1989
C компиляции Acid trax. Volume 3, лейбл Trax Records
В июне 1988 года открывается клуб Trip. Его название уже в открытую заявляет, что происходит внутри заведения — экзистенциальные путешествия внутрь себя под действием химических стимуляторов. «Трип» был вторым известным ночным заведением, где ставили только эйсид хаус. К тому времени музыканты, увидевшие бешенный спрос на кислотные звучки, ринулись осваивать
В клубах было все хорошо: выпивка, хорошие люди, цветное мороженое в тоненьких пластиковых пакетиках, любимая музыка, экстази любого окраса, но британский закон запрещал любую деятельность клубов позже двух часов ночи. Для раздухоренных клаберов это было пыткой, порчей малины, настроения и всего вечера. Тут на помощь пришла смекалка: если нельзя легально — будем нелегально. Легенда гласит, что первые подпольные эйсид хаус вечеринки с огромным количеством народа происходили в Манчестере (во время буйства эйсида и яркой вспышки смеси рока с хаусом его прозвали Madchester) — крупнейшем индустриальном городе Великобритании. Там и нашли
A Guy Called Gerald — Escape 1988
C мини-альбома Voodoo ray, лейбл Rham!
L.A. — L.A.’s music 1989
C компиляции Acid trax. Volume 3, лейбл Trax Records
Fast Eddie — I can dance 1988
C сингла Hip House / I can dance, лейбл Westside Records
Fast Eddie
Наверное, именно
D-Mob
We call it aciiid
Пространства не всегда много — особо не распрыгаешься — и рэйверы, стоя почти на одном месте, машут то по очередности, то вместе, руками и трясут головой. Как раз в то время
Лето 1988 года вошло в историю британской культуры и в историю вообще, как Лето любви (Summer of love). Второе. Первое состоялось в 1967 году, когда больше ста тысяч участников движения хиппи собрались в районе
Tyree
Tyree — Acid over 1987
C сингла Acid over, лейбл Underground
Bad Boy Bill — Acid sexx 1988
C мини-альбома The 1st revelation, лейбл International House Records
Под конец Лета любви ‘88, первая смерть от экстази: двадцатиоднолетняя Джанет Мейз (данные рознятся), во время облавы полиции Британии умирает от передозировки — она приняла две таблетки МДМА сразу и, не приходя в сознание, умирает по пути в больницу. Теперь, некогда благосклонная к рэйвам и эйсид хаусу, пресса взвыла. 17 августа газета The Sun публикует статью об ужасах подпольных вечеринок. Материал не совсем точный: журналисту показалось, что в заведениях принимаются ЛСД (вполне логично он принял acid за лизергид), а совсем еще недавно The Sun печатала путеводитель по ночной эйсид хаусной жизни и даже выпускала футболки со смайликами. Но сейчас об этом не вспоминают. Общественность шокирована и дезориентирована: считалось, что экстази безвреден и даже полиция не имела ничего против эйсид хаусных вечеринок. Последовательно, будто прозревшие СМИ, публикуют разоблачительные статьи и обзоры с недавних рэйвов под устрашающими заголовками вроде «Дьявольская ночь экстази». BBC вводит запрет на появление в эфире новых композиций с присутствующим в них словом acid. Паника посеяна. В газетах рассказывают о вреде МДМА (подлинном и мнимом — для устрашения), полиция все чаще совершает облавы на незаконные вечеринки, задерживает их устроителей и выносит им приговоры (по двойному обвинению двое организаторов подпольного рэйва на Темзе получили по 10 и 6 лет, соответственно).
«Разрыв с эйсидом» в заголовке журнала New Musical Express за ноябрь ‘88.
Начинается игра в преследование: успеет ли полиция накрыть очередной незаконный вечер или победит хитрость учредителей мероприятия? Действует хитрая система звонков на автоответчик и неоднократная смена места проведения рэйва. Зачастую о точном расположении заветного поля с аппаратурой узнавали за несколько часов до начала танцев. Полиция, в свою очередь, устраивала липовые рэйвы, звонила на радиостанции, оставляла координаты засады, распространяла в листовках заведомо ложную информацию, а потом обламывала рэйверов (делалось это, видимо, с расчетом отбить у неизвестно где засевших с вечером танцев нелегальных организаторов
Smokin’ Gang — Move your big booty 1989
C мини-альбома EP, лейбл Hot Mix 5
Все эти гонки продолжались вплоть до конца 1989 года, тогда уже подпольными рэйвами занимался специально созданный для этих целей отдел, который все чаще и чаще срывал незаконные собрания танцующих. По бюджету страны он ударяет сильно, но борьба с организаторами (ведь к этому времени на острове орудовали целые бандформирования, заправлявшие устроителями рэйвов и содержащие клубы) и забота о молодежи — дело чести. Вскоре подоспел и закон, утвержденный сверху, о полном запрете проведений танцевальных мероприятий под энергичную музыку на открытом воздухе. Рэйвы переносятся в клубы. Некогда всесильные заведения, значащие все для их постоянных посетителей прекратили свое существование или перепрофилировались. У первого поколения экстази наступил отходняк, жестокое похмелье после двух лет угарного веселья. Для них осталась позади вся эта дискотека с разноцветными лохмотьями и девушками с обнаженным животом и надписью на нем жирными буквами XTC.
K.A. Posse — Stick music (Alexi mix #2) 1990
C сингла Stick Music / Shake, лейбл D.J. International Records
Slam — Positive education 1993
C сингла Positive education, лейбл Soma Quality Recordings
Orde Meikle, Stuart McMillan
Физически экстази не вызывает привыкания. Принимающий впадает в психологическую от него зависимость. Он пытается раз за разом повторить эффект первого приема, когда эти ощущения были в новинку. МДМА на первой пробе вызывает шквал серотонина (гормона счастья) в мозгу глотателя колеса. Со временем организм привыкает к этому и чувства восторга, ощущения радости притупляются, тогда как принимающий желает, чтобы они, наоборот, усиливались. (Что и заставляет его увеличивать дозы многократно.) На следующие сутки после приема экстази наступала депрессия (после серотонирового трипа идет серотониновый дип), вследствие «высасывания» наркотиком гормона счастья. Человек чувствовал себя опустошенным, сожженным изнутри. Так же себя чувствовали и пережившие эпоху эйсид хаус рэйвов. В таких случаях советуют смириться с действительностью; понять, что выше и дальше уже не зайти. Кто не смог — перешел на стимуляторы пожестче и вряд ли дожил до наших дней.
Тематический плакат «Покойся с миром, эйсид!»
Эйсид хаус не вытерпел такого давления вниманием и нуждался в передышке. Снова изменилось время, и сменились вкусовые ориентиры. В Европе помимо хаус-музыки уже вовсю гремело техно — придумка из Детройта. Его европейская вариация не заставила себя ждать: хардкор техно из Нидерландов уже совсем скоро овладеет умами и ушами молодежи Старого Света, в том числе и следующим (вторым) поколением британских рэйверов. Элементы кислотного соло найдут свое применение и в других течениях электронной музыки: так возникнут эйсид техно, псай транс и психоделический эмбиент. Сам же эйсид хаус в конце своей безумной славы выглядит больше, чем просто поджанром хаус-музыки. Он выглядит редким явлением, за которым затмевается даже сама музыка, и где так очень странно в одном временном измерении совпали ритмы и кислотное соло с химическим стимулятором. Можно даже сказать, что эйсид хаус выполнил роль катализатора развития электронной музыки и вывел эту растущую сцену на заметный план.
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!