Breakstep
Георг ПалладьевОн же breakbeat garage. В конце девяностых первый поджанр британского гэриджа уже находился в застое, а второй — на невероятной высоте. Английские клубы болели тустепом: сладкой замедленной музыкой, которую исполняли вокалисты с карамельными голосами. Конечно, долго это не могло продолжаться и обязательно нашлись бы люди, пожелавшие повернуть движение из светлого рафинированного в темное нефильтрованное.
Брейкбит гэридж возник на той же территории, что и дабстеп — в районе Кройдон (Croydon) на юге Лондона. Там, еще до попадания тустепа в коммерческую обойму, в последние годы девяностых жанр приобретает новые черты: становится темнее, жестче, в нем все меньше сантиментов и все больше басов. Первые эксперименты в так называемом черном гэридже (dark garage) еще более-менее вписывались в концепцию тустепа, но позже, когда музыканты стали обходить и его стандарты, маститые основатели UKG заволновались. Центром встреч нового направления сначала был магазин виниловых пластинок Big Apple Records в том же Кройдоне, а затем — с 2001 года — пятничные ночи FWD>> (сокращение от forward) в клубе Velvet Rooms в географическом центре Лондона Сохо, где тройка черного гэриджа обрела силу, могущество и вес.
DJ Deekline — I don’t smoke 1999
C сингла I don’t smoke [2000], лейбл EastWest
DJ Deekline
Поворотным моментом для брейкстепа считается 2000 год.
Трек I don’t smoke называют зачинателем очередной разновидности гэриджа, а его автора — человеком, определившем окончательную форму поджанра. Как стало ясно, для брейкстепа необходимы простой мотив, семплы
Wookie — Scrappy 1999
C сингла Down on me / Scrappy, лейбл Manchu Recordings
DJ Zinc — 138 Trek 2000
C сингла 138 Trek, лейбл Phaze:One
DJ Zinc
DJ Zinc, улавливая новые звуки, записывает 138 Trek — вещицу, после которой брейкстеп получит еще одну формулировку: замедленный джангл. Сингл не имел большого успеха, если верить официальной статистике продаж, но на самой гэридж арене получил статус культового, встав в один ряд с записью Диклайна. Экспериментируя и изучая новые веяния времени, Цинк открывает специализированный лейбл Bingo Beats, где выпускает пар его более эклектичная сторона (формулировка с официального сайта музиздата). В июле 2001 года, на пике популярности движения, он выпускает одноименную лейблу компиляцию — фактически, кладезь эталонов брейкбит гэриджа. Спрос такой, что через три месяца выходит продолжение серии, сведенное одним из мастеров темной стороны гэриджа — Зедом Байсом (Zed Bias).
Восторженные обладатели сборника пишут о том, как аудиально
Naughty и DJ Hype в одно лицо
Naughty — Pussy 2000
C сингла Pussy, лейбл Naughty Music
Shox — Monkey 2001
C сингла Monkey, лейбл Running
Деятели брейкстепа делают диапазон в 130—138 ударов для поджанра основополагающим. Это базис. Плюс сырое, но правдивое звучание ударных и, частично, басовой партии. Из западной терминологии здесь применимо слово raw — чистое, нефальшивое, без халтуры и соплей. Иные названия и у композиций: не лиричные, как в тустепе: судьба, страсть, искренность (destiny, desire, sincere), а дельные, настоящие, мужские: monkey, pussy, said the spider,
Кажется, Hyperdub тонко подмечал пристрастие британского гэриджа — быть американским. Мол, жанр во времена тустепа больше всего напоминал иностранного гостя на вечеринке, который неловко старается произвести впечатление на хозяев праздника знанием их культуры. Отсюда и его стремление уйти от послерэйвого уклада и жить в собственном небольшом воображариуме. Брейкстеп в своем шалопайстве больше даже схож со спид гэриджем. И в стараниях музыкантов вернуться к хардкорным истокам видится попытка прийти к исходной точке британского гэриджа: к более приземленному и беззаботному настроению по части звука.
Sovereign — Carman 2001
C компиляции Bingo Beats vol. 1, лейбл Bingo Beats
Agent X — Decoy 2001
C сингла Decoy / Turbulence, лейбл Heatseeker Recordings
Greg Bonnick, Leon Spencer
Первое упоминание словосочетания breakbeat garage как термина,
Large Joints
Look the other way
(Colonel Reefa breakstep vocal remix)
Интересен пример команды Second Protocol и их трека Basslick, в котором был соединен привычный ночным обитателям клубов тустеп ритм и басовые партии разных мастей, глубин и окрасов и на который был снят клип с беснующимися школьницами. При большом желании в слегка вымученном видео углядывается жанровая битва: якобы маленькая девочка — пример нарядного и лиричного тустепа, а ее старшая сестра с подругой — иное поколение, которое выбирает громкий и сумасшедший брейкстеп. А, уничтожающие рисунок радуги, темные разводы — как крушение всех тустеп надежд о любви и гармонии.
Darqwan — Said the spider 2002
C сингла Said the spider, лейбл Texture Records
Брейкстеп стал первым звеном небольшой цепи брейкбит гэридж—дабстеп—грайм, уступив уже через несколько лет место другим поджанрам линии UKG. Впоследствии выяснится, что джанглово звучащие ломаные ритмы были лишь раскачкой черного гэриджа, прелюдией к масштабной игре. Но единственную, возложенную на него, миссию зачистки территории от тустепа он все же выполнил блестяще.
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!