Dubwise
Георг ПалладьевК середине первой декады двухтысячных
В классификации регги существует поджанр, который носит название roots reggae — музыка с сильным воздействием текстов растафарианской веры. Растафари зародилось на Ямайке
Haile Selassie I
Цвет растафари — в колор эфиопского флага — колыбели человечества и самого древнего государства на Земле, которое, в отличие от многих африканских стран, не знало угнетения от колонизации. Когда, в результате длительных переходов власти, деления ее на титулы, в 1930 году Хайле Селассие I стал императором Эфиопии — верующие, помнившие речи Гарвея, приняли восшествие как знак. А за четырнадцать лет до этого Тафари (настоящее его имя) получает титул рас (оно эквивалентно герцогу, хотя встречаются и переводы типа князь или принц) — это дает и название религии, и веру в то, что Хайле является прямым воплощением Джа в человеческом обличии. Но если даже он и не бог, и это не второе пришествие Джа, то Хайле точно пророк его. (Полный титул Тафари звучал так: «Его Императорское Величие Хайле Селассие I, Царь Царей, Властитель Господ, Лев Иудейский, Избранный Богом и Светом Мира».)
Раннее регги,
каким оно было в 1969 году
В то же время, когда регги вылилось в отдельный жанр (так называемое early reggae или, как его еще называют skinhead reggae — таким термином лейблы Ямайки заманивали и идентифицировали с музыкой, которую любила коротко стриженая молодежь из рабочих кварталов, всем своим незатейливым видом противопоставляющая себя — человека, трудящегося с утра до вечера на заводе или судостроительной верфи, ухоженному и более благополучному среднему классу. Ранние скинхеды — это те же самые рудбойз, ребята грубияны), были придуманы версии (versions). Хотя, как сказать «придуманы», скорее, была воля случая, когда владелец саунд-системы Ради Редвуд ждал, пока звукоинженер студии Tresure Isle закончит работу над очередной партией дабплейтов — тогда семидюймовых ацетатных дисков, для проверки композиций на аудитории, которые проигрывались всего несколько раз и, в силу своего состава и выполнения поставленной задачи, быстро изнашивались и сдавались в утиль.
В то время у Ради была одна из мощных звуковых установок в Кингстоне и владелец студии, Дюк Рейд, был заинтересован в продвижении музыки собственного лейбла и поэтому они заключили сделку на получение Редвуду эксклюзивного материала музиздательства еще до появления пластинок в магазинах. Так вот, пока Ради ждал в студии очередной партии дабплейтов, его внимание привлекла запись, в которой звукоинженер Байрон Смит допустил ошибку — он забыл добавить в нее вокал, в результате чего композиция получилась инструментальной (по легенде это была тема The Paragons — On the beach). И он попросил Байрона нарезать пластинку (dub plate), добавив, что поставит ее субботним вечером на дискотеке. Так все и случилось: сначала Редвуд завел оригинал, который уже был известен всем, благо эта пластинка была у всех присутствующих, а потом поставил инструментальный вариант. Публика взвыла и начала петь в тех местах, где в исходной теме была партия солиста. Ради так и ставил то оригинал, то изнашивающийся ацетатный диск с минусом
Легенда также гласит, что Редвуд пришел к Дюку Рейду и подал идею размещать инструментальный вариант на вторую (обратную) сторону пластинки. А Дюк только и сказал: «Ух, вот это да!». С тех пор подавляющее большинство семидюймовых синглов-сорокопяток, начали выходить с оригиналом на стороне A, и с инструментальной версией на стороне B. Ее так и назвали — version, добавляя к названиям исходных композиций без скобок.
King Tubby
Примерно в то же время техник и звукоинженер Осборн Раддок, более известный как King Tubby, устраивается на работу у Дюка и трудится над изготовлением пластинок и инструментальных версий. Табби и раньше пользовался огромным спросом у местной аудитории и держателей звуковых систем — в условиях тропического климата: жесткая конкуренция от солнечных ударов между владельцами саунд-систем и погодные условия нередко выводили из строя оборудование, а Табби зарекомендовал себя как гения-радиотехника, волшебника электроники. Вскоре он построит собственную Tubby’s Hometown
Со временем работы над инструментальными версиями, Табби понял, что звуку можно придать совсем иной окрас, добавить новых эффектов и, тем самым, изменить трек полностью. Так,
Почувствуйте
вибрации даба
В дабе не важен голос. Важно разве что только его дублирование (как одна из версий, откуда появилось название dub) инструментами и выкручиванием разного рода эффектами. Табби считается не только основоположником даба, но и концепции ремикса — представлением оригинала в ином свете. Однако даб это не только обработка исходной композиции, это самостийная музыка и отличий между вариацией трека и обычной композиции в стиле dub не так уж много. Темы, что создавал King Tubby похожи на полеты в космос: неспешный еле плетущийся ритм (или иллюзия ускоренного, которую создает многократная задержка ударных); глубокий, чувствующийся внутри тела слушателя, бас; эффекты реверберации и эха: то возникающие, то быстро затухающие и снова появляющиеся
В первые
Британскому
Digital
«Эта музыка окружает меня всю жизнь», — признается Digital — «Мой папа часто слушал дома регги и даб, а мой старший брат —
Jah sessions /
Waterhouse dub
Дабвайз развивался не по течению, то есть не было такого, что произошел
Digital — Ras ‘78 2001
Со сплит-сингла Raygun / Ras ‘78, лейбл Function
Зато Ras ‘78 — это истинный дабвайз в ямайском понимании этого слова: только ударные, только мощные глубокие басы, изредка отрывки сирен, фрагменты голоса, улетучивающегося в бесконечность, и ничего лишнего. Даб ведь, по сути, минималистичен и обходится самым минимумом выразительных средств, из которых доступны лишь ударная и басовая партии, вокал и ручки агрегатов со звуковыми эффектами. Но зачастую, именно этим аскетичным набором средств даб производит мистическое впечатление, а дабвайз первых лет это ощущение только усиливает.
Breakage
Другая заметная работа в дабвайзе это So vain — Breakage. «Моя старшая сестра и ее друзья слушали даб, когда я еще в младенчестве пребывал.
Breakage — So vain 2003
C сингла So vain / Mars, лейбл Bassbin
Природный минимализм дабвайза заинтересовывает деятелей драмфанк-музыки. И действительно — общего между ними много: и те, и эти уделяют внимание как ритмической, так и гудящей составляющей своих треков, оба в одинаковых количествах применяют эффект эха и, в общем, на этом вся музыкальная концепция поджанров заканчивается. Видимо, тогда и внеслась сумятица и недопонимание, чем дабвайз отличается от драмфанка, так как оба они
Так, в 2004 году выходит трек музыканта Equinox — Ital lion tuff head. Магическая композиция с храмовым настроением и возгласом верующего — все это либо похоже на приращение формирующегося тогда дабвайза к драмфанку, поджанру с запутанными и сверхпеременными ритмами (и, признаться, звучит это очень даже достойно), либо на игру в узких кругах с семплами, взятых с пыльных полок отцовской фонотеки. «Я родился в золотое время даб-музыки», — рассказывает Equinox, — «В семидесятые годы. Мой отец и мои родные дядюшки были причастны к созданию собственных звуковых установок, а сам я слушаю roots reggae с рождения».
Equinox
Equinox — Ital lion tuff head 2004
C сингла Stagger / Ital lion tuff head, лейбл Intasound
Но дабвайзу не посчастливилось стать ответвлением драмфанка. В том же 2004 году, благодаря зачинателю движения, тема с применением регги-семплов сдвигается с мертвой точки. Digital выпускает два сингла, которые становятся для дабвайза судьбоносными. Первое десятилетие двухтысячных — это время второго рождения
Digital — Laters stars 2004
Речитатив Dub soundclash. Vol. 1, лейбл Chronic
Digital — Sound killa 2004
C сингла Sound killa / 48 X, лейбл Timeless Recordings
Дабвайз обретает черты поджанра, становясь самостоятельным явлением, и теперь все больше ведется разговоров о новой музыке. От прежнего минимализма остается только название, напоминающее о кратковременной дружбе с талантливыми деятелями драмфанк-музыки. Треки набирают наполненность, плотность, ровную поверхностью что ли. Если раньше основой были ритм и басовая партия и звуковая картина представлялась как натуральный музыкальный скелет с выпирающими ударными, то сейчас этот скелет обрел мясо, оно заполнило его полностью и весь этот базис состоит из вырезанного регги-мотива, который пускают по кругу, а ему компанию составляет вокал, обработанный эхом.
Juju
Juju — Skylarking 2004
C мини-альбома Thunder EP, лейбл Liquid V
В наше продвинутое компьютерное время цифровую реверберацию ничего не стоит накрутить как при помощи звуковых редакторов или музыкальных рабочих станций, так и вполне осязаемых устройств с интегральными схемами. В давние аналоговые времена, реверберацию создавали при помощи пружин (spring), по которым проходили колебания — в данном случае звук был с явным металлическим отливом.
Пример реверберации: задержка исходного сигнала 47 мс
Пример реверберации: задержка исходного сигнала 47 мс
Пример эха: задержка исходного сигнала 333 мс
Пример эха: задержка исходного сигнала 333 мс
Принцип механизма был прост: в аналоговый магнитофонный ревербератор поступал сигнал, который записывался соответствующей головкой, дальше он воспроизводился одной головкой, через несколько долей секунд — второй, дальше — третьей, четвертой и т. д. (Количество головок в разных моделях варьируется.) Таким образом звуки дублировались и создавался эффект задержки звука (delay). Промежутки между повторами исходного сигнала определялись скоростью движения магнитной ленты (медленно — больше, быстро — меньше), а в некоторых устройствах — и подгонкой расстояния воспроизводящих головок друг между другом. Надо сказать, что ревербератором это устройство называлось вполне условно, поскольку промежутки в природной реверберации очень малы — от 50 до 100 миллисекунд, и все копии звука сливаются в одном гуле. В таком случае для ревербератора больше подходит название
Помимо регулировки громкости входящего сигнала (музыки) и исходящего (эха), на приборной панели
Aries — Nuff reggae music 2005
Со сплит-сингла Nuff reggae music / Crazy, лейбл Lion Dubs
Visionary — Can’t satisfy her 2005
C сингла Shout. Volume 4, лейбл Shout
Marcus Sills & Dave Whalen
Division One — Crazy 2005
Со сплит-сингла Nuff reggae music / Crazy, лейбл Lion Dubs
Популярность дабвайз обретает
Лев Иудейский
Поскольку дабвайз не принес с собой оригинальных идей, то и в плане визуализации себя он полностью перенимает графическую культуру, сформировавшуюся еще во время roots reggae (Растафари в регги было не всегда.) Обложки конвертов и яблок виниловых дисков часто украшает неизменное трио из цветов: зеленый–желтый–красный, а также вариации на львиную тему — чаще всего это идущий с крестом лев. Лев Иудейский (или, как еще говорят conquering lion — завоевывающий лев) был взят из флага Эфиопии, что использовался во время царствования Хайле Селассие I. Лев соответствовал одному из званий в полном титуле императора. Надо сказать, что дреды (или dreadlocks — ужасные локоны) служат не только частью стереотипного образа так называемого тру растафарианина, и не только для установления мысленного контакта с богом Джа, но и для защиты от Вавилона: копна запутанных волос ассоциирует растаманов с гривой льва, а сами они — львы и готовы в любой момент дать отпор грешному Вавилону. Потому лев и завоевывающий, потому что уже побеждающий.
Theory — Conquering lion 2006
C сингла Conquering lion / Gyal I love you, лейбл Function
Benny Page — Urban tribe 2006
C сингла Rub-a-Dub / Urban tribe, лейбл Digital Soundboy Recording Co.
Benny Page
Встречаются иногда и плакаты с Хайле Селассие I, выполненные в стилистике графического ширпотреба с Че Геварой. Правда, император Эфиопии менее знаменит как в массовом сознании,
Krak in Dub — Rastaman 2007
C сингла Rastaman / King in this jungle, лейбл Znootpoch
Блаженный Питер Гриффин в образе растамана. Автор: Seth McFarlane
Отважный Питер Гриффин в роли Эрнесто Гевары. Автор: Jim Cofer
Aries — Just like the rain 2007
Со сплит-сингла Bun Dem / Just like the rain, лейбл Lion Dubs
Mooncat — War ina Babylon 2009
C сингла War ina Babylon / Love rockers, лейбл Step Express
По содержанию дабвайз мало чем отличается от родительского регги: большинство дабвайзовых тем о Сионе (Zion) — райском месте в Африке, доме, где
Напоследок, о различиях между рагга-джанглом и дабвайзом. В рагга-джангле ключевым элементом является речитатив: хриплый, агрессивный, грозящий перейти в напев (Original nuttah, например). В дабвайзе же присутствуют элементы регги-музыки: приятные разливные песни с лучезарными текстами о боге, мире и любви, сопровождающиеся эхом и реверберацией. Очень похожие течения с разными манерами исполнения.
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!