Grime
Лара ЛеснихинаИзначально грайм не был конкретным жанром, а был собирательным названием музыки родившегося в районе Ист Энд в Лондоне — крупном портовом городе, где всегда был свой специфический стиль жизни. Здесь царили неравенство и преступность, сочетались блеск и нищета, роскошь и безработица, а посреди трущоб возвышались закрытые жилые комплексы. Поэтому грайм — плод очень локальной субкультуры с аутентичной историей. Жанр развивался в многоэтажных кварталах, где традиционно жила небогатая прослойка населения, и наполнялся особенностями конкретно этих мест.
Эту музыку создавали маргинализированные «низы» из рабочих кварталов, дети иммигрантов из Западной Африки и стран Карибского бассейна — чернокожие британцы, жители гетто, трудящиеся на низкооплачиваемой и физически тяжелой работе. Даже несмотря на то, что первые исполнители не были чистокровными ямайцами, они сполна впитали в себя афро-карибскую культуру.
Nasty Crew — Nasty Bonanza 2005
Исполняют Seek, Demon, Ghetto, Hitman Tigga, Hyper, Hyper Fen, Lightning, Marcie Phonix, Nasty Jack, Sharkie P, Stormin’
C сингла Nasty Bonanza, лейбл Heatseeker Recordings
Jammer
Jammer — Destruction VIP 2004
Исполняют D Double E, Durrty Goodz, Kano, Wiley
C мини-альбома Destruction VIP, лейбл Jahmektheworld
«Музыку бедных» делали в обшарпанных полуподвальных студиях и в панельных районах, продвигали на пиратских радиостанциях. Это не просто жанр, а полноценное музыкальное выражение городской среды и жизненного опыта. Сами эмси поддерживали эту специфику и рассказывали в треках
«Когда я говорю людям, что грайм — это моя страсть, те, кто обычно не в теме, спрашивают: а, это британский рэп, да?» Дэн Хэнкокс Журналист, автор книги о грайме Inner City Pressure: The Story of Grime
«Британский рэп на самом деле не имеет ничего общего с нами. Это чистый американизм. Музыкально нас привлек джангл, но он не рассказывал правду улиц. Полную картину событий давали только эмси в грайме» DJ Target
Разница с американским рэпом на самом деле значительная. В то время как эмси в США часто читают о своих крутых тачках, девушках и побрякушках, в грайме речь изначально шла о жизни в нищете, наркотиках, насилии и музыке. Меланхолия и стойкость — короче, полный пакет начинающего борца за жизнь. По сравнению с «вылизанным» глянцевым рэпом грайм выглядит одиноким аскетичным самураем в стане врагов. Спартанская эстетика и минимализм прослеживаются во внешнем виде исполнителей и слушателей — темная однотонная одежда, спортивные костюмы и удобные кроссы, желательно Nike Air Maх. «Найки» вообще стали целым символом грайм-культуры. Тот интересный случай, когда у музыкального стиля возникает свой
Из гэриджа в грайм
Грайм берет свои истоки в ямайском раггамафине, джангле и классическом британском гэридже, который слушали эмси и диджеи. Свою лепту внесли и стили из культуры ямайских саундсистем —
Типичный тустеп гэридж
С 90-х и до нулевых британский гэридж был на пике своей популярности в андерграунде и звучал буквально везде — в клубах, на радио и в чартах. Но на рубеже тысячелетий он стал постепенно сдавать свои позиции, уступая место новому поколению исполнителей. Эти ребята были разочарованы звучанием и общим «солнечным» настроением гэриджа и стали создавали вместо этого депрессивную лирику с замысловатыми текстами. Это были целые комьюнити музыкальных единомышленников, у которых были свои принципы, понятия и устои. В объединения входили продюсеры, вокалисты, битмейкеры, ну и сами эмси. Все это только звучит солидно — средний возраст исполнителей не превышал 17 лет. Часто они просто тусовались вместе, как это часто происходит на районах, а потом их стала объединять и музыка.
Pay As U Go Cartel — Be real 2000
C сингла Be real, лейбл Relentless Records
Среди них были такие команды, как Heartless Crew, So Solid и одна из самых влиятельных — Pay As U Go Cartel, куда вошли будущие пионеры грайма — Уайли, Maxwell D, Flowdan, God’s Gift, DJ Slimzee, DJ Target, Geeneus, Breeze, Plague, Bubbles и позже — Major Ace. Это объединение сыграло ключевую роль в рождении грайма, случайно перенеся эстетику мрачного гэриджа в грайм — изменили развитие одного жанра и создали другой.
Oxide & Neutrino
Oxide & Neutrino — Bound 4 da reload (Casualty) 2000
Исполняет Mark Oseitutu
C сингла Bound 4 da reload (Casualty), лейбл EastWest
So Solid Crew — Oh no! 2000
Исполняет Mark Oseitutu
C сингла Bound 4 da reload (Casualty), лейбл EastWest
Само собой, тустеп музыкантам перспектива проходящей славы не нравилась. «Я люблю больше музыку, которая сделана с душой, в которой есть грув» — признавался DJ Spoony, один из лидеров сладкогосового гэриджа, — «А эти треки мне не нравятся». Когда же So Solid Crew прорвали андерграунд и возглавили британский чарт, их, скрипя зубами, пригласили на Radio 1 — до этого их треки тустеп диджеи в ротацию не включали.
Уступите уже место молодежи. Хватит вам уже. Пришло наше время. MC Romeo Один из участников So Solid Crew
Сингл Картеля Know we —
Pay As U Go Cartel — Know we 2000
C сингла Know we
Другие известные команды — Boy Better Know (BBK), куда входят Скепта, тот же Уайли, JME и Дрейк. Еще часто упоминают объединения Meridian Crew, So Solid Crew, Boyz in da Hood, East Connection, Heartless Crew, Nasty Crew — у этих потом даже появилась своя радиостанция с диджеями из разных стран.
«Грайм создали джангл-исполнители, которые пытались делать гэридж и делали это плохо. Стиль получился случайно» Geeneus Основатель пиратской радиостанции Rinse FM и участник Pay As U Go Cartel
«Не было такого: к черту гэридж, будем делать свое» DJ Target Один из основателей Pay As U Go
Следуя за трендами, который задавали DJ Luck & MC Neat, PSG, DJ Pied Piper и множество других, Pay As U Go выпустили трек Champagne dance, который взорвал мейнстримный гэридж и занял
Pay As U Go Cartel — Champagne dance 2001
C сингла Champagne dance, лейбл Sony Music Entertainment
Heartless Crew
Heartless Crew — Heartless theme 2002
C сингла Heartless theme, лейбл EastWest
К началу 2002 года Pay As U Go распалась, а из ее остатков появилась формация Roll Deep. Уйали стал крестным отцом грайма, а Flowdan, Maxwell D, God’s Gift, Breeze and Major Ace — эмси в почете.
Первая волна грайма: 2000—2008
Вообще, когда грайм только появился, никто не понял что это — ни радиослушатели, ни журналисты. Звучало это слишком чуждо и авангардно. «Это
Но самой важной пластинкой стал Pulse X. Простейший и на первый, и на вторые взгляды трек считается для грайма основополагающим. Без хитрой аранжировки: 8 тактов на одну секцию, восемь на другую — вот и всех делов, но для эмси
Musical Mob — Pulse X 2002
C мини-альбома Who are we, лейбл SMOG Records
Alias — Gladiator 2003
C сингла Fight club/Gladiator
Эмси и диджей Уайли первым стал убыстренно читать рэп поверх джангла под британскую электронику. Потом он отказался от ямайского задора и переделал жанр под себя, при этом сохранив ламповую ямайскую эстетику раггамафина с его теплым вокалом. Звучало это необычно и довольно интересно — так и родился грайм.
«Большая часть грайма создана в трущобах» MC Nasty Jack
Уайли читает
под драм-н-бейс
1998
Уайли и Диззи Раскал читали грайм на радиостанциях типа Rinse Fm или Deja Vu FM. Именно пиратские станции задавали моду на всю ту музыку, которая не проходила на популярные радиостанции.
В 2002 году Уайли написал бит, который ему самому было бы удобно использовать — добавил жесткий бас, упростил ударные и выставил темп 140 bpm. Получился известнейший сегодня в грайм-среде сингл Eskimo.
Wiley
Wiley — Eskimo 2002
Это первый из грайм-битов. Уайли продал 10 000 копий трека Eskimo на виниле без лейбла и какого-либо продвижения — самостоятельно развозил пластинки на своем авто.
Свой холодный саунд он называет эскибит — по имени жителей крайнего севера в домах из снега. Эскибит — это минимальная аранжировка, острая перкуссия, перекатывающийся ритм и глубокие ухающие басы, которые типичны для всего британского гэриджа. Сыро и грязно. Дешево и сердито. Неприлизанное звучание как правда жизни неблагополучных спальных районов; как антипод карамельному тустепу с его роскошествами: шампанским и дорогими вещами в клубах. Грайм-музыканты создавали треки на простейших программах, на дешевом оборудовании. Никаких студий — только знакомый, который поможет нарезать пластинку. Хватило бы только денег на тираж.
Wiley — Eskiboy 2003
«Музыка отражает состояние общества. Все обозлены друг на друга и никто не знает почему» — так объяснял свой концепт Уйали в 2005 году журналу Spin. Он выпустил еще с десяток треков в поддержку холодной темы: Ice rink, Igloo, Snowman, Frostbite, Ice pole, Blizzard и все очень похожие друг на друга. «Иногда мне кажется, что я бессердечен. В те годы я думал, что к своей семье, что охладел вообще ко всем. Вот почему мои пластинки тогда так назывались.
Уайли развивает концепт эскимо: те, кто слушает эскибит, соответственно, эскибой и эксигёл. Но придуманное им название не закрепилось за жанром, так же как и другие, сторонние варианты: саблоу (sublow, по названию гулких басов) и эйтбар
Nasty Jack
Дэн Хэкокс, автор книги об истории грайма, намекает, что название стиля (грязь) пришло именно от музыкантов и для их музыки оно не было ругательством, как об этом принято думать сейчас. Восточный Лондон с его закрытыми заводами, копотью на зданиях и грязными водосточными трубами мог только и родить такую музыку с таким названием. «Большинство граймовых треков пришло оттуда — объяснил эмси Nasty Jack в интервью 2006 года. — Живешь с родителями, денег нет, напряг растет. Как его снять? А вот так, во время сходок».
Хэнкокс пишет, что помимо названия грайм, в самих текстах периодически проскакивают восхваления местных нечистот. Один из ярких примеров — Шайсти, эмси с восточного Лондона, которая в 2004 году записала минималистичный и басовитый трек Gutter (Сточная канава) и издала альбом «Бриллианты в грязи». Хэнкокс находит определенную связь между тяжелым (иногда перегруженным, рваным) басом, нерадостными текстами и неубранством некоторых районов столицы Великобритании.
Geeneus & Wiley feat. Flowdan & Breeze — Wickedest ting 2001
Исполняют Ibrahim Ali, Richard Cowie, Marc Veira
C сингла Wickedest ting, лейбл Big Money Records
Shystie
Shystie — Gutter 2004
Исполняет Chanelle Calica
C альбома Diamonds in the dirt, лейбл Polydor
«Восточный Лондон небогатое место, — рассказывал в 2004 году DJ Trend в эфире Radio 1 про новую безымянную сцену, которая скоро назовется граймом. — «Здесь полно ребят, которым нечем заняться и поэтому остается им одно: бить речитатив или слушать пиратские радиостанции. Тексты и музыка этих ребят — отражение всего, что они увидели за день. А видят они грязь в округе и всякие грязные делишки».
И хотя никто не отрицает влияния среды на музыку своего района, далеко не все участники грайм-сцены были согласны с ее трактовкой. Дело даже не в том, что мало какой музыкант терпит навешивание ярлыков на свое творчество, а в том, что грайм — понятие широкое и некоторым оно представляется как клеймо вечнонизшего сословия. «Мы пытаемся этому миру что-то сказать; пытаемся получить респект, которого у нас нет, а это слово [грайм] сливает все наши труды в унитаз, оно обесценивает, очерняет нашу работу. Скажи, какой смысл быть чернью и гордиться этим?» — вопрос примерно всех несогласных музыкантов в грайме.
Slimzee — наравне с Джиниусом создал великую радиостанцию Rinse FM
В начале нулевых многие радио и клубные диджеи, а также эмси называли прото-граймовые треки — жесткие пластинки So Solid Crew, Pay As U Go, Oxide & Neutrino, которые уже были не тустепом, но еще не граймом — грязным гэриджем, grimy garage. Это продолжалось до тех пор, пока грайм не вытеснил гэридж во всех смыслах: и в названии, и в музыке. Хэнкокс приводит за образец часовой микстейп Слимзи и Диззи Раскала, в котором зафикисровано не только начало грайма с его первыми хитами, но и частые реплики «Какой грязный, грязный трек». Хэнкокс напоминает также и смачное название лейбла Диззи — «Зловонная куча», Dirtee Stank Recordings. И это у главного героя грайма. Какое уж там
Slimzee & Dizzee Rascal — Sidewinder Bonus 2002
DJ Target — Earth warrior 2001
C сингла Earth warrior, лейбл Dump Valve Recordings
DJ Target
Хэнкокс до того, как написал книгу об истории грайма — освещал приключения нового жанра в британской газете «Гардиан». По мере развития стиля, к нему стало подходить все больше эмси с вопром: «Зачем ты обозвал нас граймом? Зачем ты применил к нам это грязное слово?». Белолицего журналиста прикрыл диджей Таргет — человек, который был в грайме с самого начала: «Когда наша музыка только появилась, в медиа ее называли грязноватой — grimy. Потом ее сократили до грязи — grime и все сразу возбудились: „Что это в журналах имеют ввиду? Что они пытаются сказать? Что мы не моемся и оттого чумазые?“ Потом в тусовке наконец-то доперли, что говорится все же о музыке и успокоились». А позже смирились: «Не знаю, откуда это имя пришло и мне оно не очень, но все уже привыкли» — ответ примерно всех несогласных музыкантов в грайме.
В 2003 году, когда у стиля еще не было устоявшегося названия, четвертый британский канал выпустил небольшой репортаж, в котором интересовался у эмси новорожденной сцены «Какое же для нее название подходит лучше всего: грайм, гэридж, саблоу, эскибит, эйтбар или что-то другое?». Музыканты разошлись во мнениях, но сошлись в одном — респект Уайли за печать и продвижение музыки своими силами. В сюжете звучит будущий сингл крестного отца грайма Wot do U call it, который и дал название короткометражке.
Wiley — Wot do U call it? 2004
C сингла Wot do U call it?, лейбл XL Recordings
Как наша музыка зовется?
Гэридж? Тустеп? Урбан?Ну-ка
Гэридж? Мне не нужен этот гэридж
Послушай мои треки — это не гэридж
Кто тебе сказал, что я пишу гэридж?
У Уайли свой стиль. И это не гэридж
Я пишу в студии. И это не гэридж
Конечно, из Лондона вышел весь гэридж
Но это мой звук. И это не гэриджWiley Фрагмент трека Wot U call it?
Уайли не просто так называют крестным отцом грайма — музыкант очень продуктивен. Например, как-то утром в Рождество он позвонил британской журналистке Шантель Фидди и первое, что он сказал, было «А, да, сегодня ж Рождество. Прости, пожалуйста, я просто хотел тебе прислать парочку треков». Как говорил диджей Таргет: «Для Уайли нет ни выходных ни праздников. Он всегда пишет музыку».
Другие эмси тоже заценили звучание и жанр стал набирать популярность, все чаще появляясь на полках музыкальных магазинов, лейблах и пиратских радиостанциях, которые вели эфиры без лицензии и регулярно меняли локации, чтобы скрыться от закона.
В 2003 году
Dizzee Rascal — I luv U 2003
C альбома Showtime, лейбл XL Recordings
Dizzee Rascal — Imagine 2004
C альбома Showtime, лейбл XL Recordings
Я слушал очень много американскогохип-хопа, но при этом знал, что говорить и читать так же как они — я не смогу никогда. Потому что британский акцент и потому что мои корни в джангл-музыке. Знаете, очень много ребят оттуда не скрывают свой акцент. И я уважаю их за это. Диззи Раскал В интервью Sound of Sound, 2004 год
В отличие от Champagne dance, который считался переходным от тустепа к грайму, а потому чисто по инерции застрял в чарте на пять недель, истинно граймовый сингл Pow держался в британском хит-параде уже 7 недель и достиг 11 места, то есть почти зашел в десятку. Успех пластинки такой, что в 2004–2005 годах хорошим тоном считается сказать диджею и владельцу клуба, что не включали Pow в подборку.
Lethal Bizzle
Lethal Bizzle — Pow! (Forward) 2004
Исполняют D Double E, Demon, Flow Dan, Forcer, Fumin, Jamaka B, Nappa, Neeko, Ozzie B
C сингла Pow! (Forward), лейбл Relentless Records
Развивался грайм параллельно везде — на радио, улицах и в клубах. Где-то в это же время звучание жанра начинает отчасти меняться по двум причинам.
Shakira feat. Dizzee Rascal
Loca
2010
В связи с этим грайм начал звучать клубно-попсово и это коснулось ведущих исполнителей. Ярчайшие представители жанра — Диззи Раскал, Скепта, Уайли, Kano, Shystie и Roll Deep — заключали контракты с мейджор-лейблами. Вообще их можно понять. Согласитесь, иногда куда проще быть удобным конформистом и хоть и писать непойми что, зато не испытывать проблем с законом. Поэтому
Kano
Kano — Vice Versa (Boys love girls) 2003
Со сплит-сингла Vice Versa/Return to the future, лейбл Jahmektheworld
Durrty Doogz — Can’t hold me down (No No No) 2003
Исполняет Dwayne Mahorn
C сингла Can’t hold me down (No No No), лейбл Platinum Performers
Бенга делает грайм-ритм на PS. Эфир Radio 1
Но несмотря, на влияние мейнстрима, грайм в нем не растворился. Публика просто не понимала эту музыку — слишком уж агрессивной и энергичной она была. Поэтому жанр
Грайм-диджей Logan Sama об особенностях звучания: «Какая разница, был ли трек на мастеринге или нет? Меня заботит только реакция толпы, когда я буду играть этот трек в клубе. Насколько сам трек технически совершенен — мне все равно, это же исскуство. Зачем анализировать метрики частот? Мы ж не на экзамене. Пластинка Pulse X, с которой начался грайм, фонит от AV-кабелей, когда этот трек писали с плейстешена. Эта пластинка разошлась на 10 000 копий — это дофига, скажу я вам. Половина первого альбома So Solid Crew была создана на плейстейшене, они принесли в студию карту памяти и пересвели. И этот альбом разошелся на миллион экземпляров. Если мне дадут трек, который записали на ФруттиЛупсе — качевый, но плохо сведенный — я поставлю».
Ruff Sqwad — Anna 2005
C сингла Anna, лейбл Ruff Sqwad Recordings
Люди экспериментировали со звуком — создавали сэмплы из грохота улиц, рева заводов и полицейских сирен. Никаких больших студий и крупных контрактов — исполнители ютились на подпольных студиях и нелегальных радиостанциях, а их саунд полностью отражал их жизнь. Тогда же роль эмси в жанре стала менее значимой, вплоть до полного отделения от жанра.
Люди приняли грайм лишь в 2005 году: 140 ударов в минуту, особый акцент
Southside Allstars — Southside 2005
C сингла Southside
Но где-то в 2007—2008 годах вкусы публики начинают все больше склоняться к фанки и дабстепу, и так не особо высокий интерес к грайму идет на спад.
В 2008 году люди бы сказали: «Ты все еще пишешь грайм? Это ж занятие для малолетних» DJ Target
Первая волна не сделала грайм известным, да и в целом жанр всегда оставался андерграундом
Грайм-батлы
Отдельно стоит рассказать о ставших популярными в то время грайм-клэшах. Это были живые лайвы, которые произошли от ямайских саунд-систем
Под влиянием
So Solid Crew — 21 seconds 2001
C сингла 21 seconds, лейбл Talkin’ Loud
SLK
SLK — Hype! Hype! 2004
C сингла Hype! Hype!, лейбл Smoove Records
Это были настоящие шоу с харизматичными эмси — быстрый речитатив, энергичная и агрессивная атмосфера заряжали как исполнителей, так и публику. Людям нравились злободневные тексты и они верили историям, рассказанным в трекам — в том числе и потому, что эмси читали на английском и и с английским акцентом. В общем, кач, мясо и дикая энергетика — это сюда. Как пример: батлл Скепты и Девилмана.
Также никуда не исчезли ценители «живого» грайма, которые не любят студийные записи и котируют только живые выступления. Так некоторым нравится лишь концертный джаз. Cтудийные записи, по их словам, не идут ни в какое сравнение с сырой и агрессивно-живой энергетикой грайм-концертов или батлов.
И ценят они это вполне обоснованно — есть даже полноценные исследования грайм-культуры, где говорится, что грайм-выступления не просто музыка, а целая субкультурная духовная практика. Исследователи сообщают, что грайм тесно связан с африканскими корнями исполнителей, внутригородским опытом и поэтому дарит ощущение коллективного и несколько полурелигиозного единения при «живом» прослушивании.
Ghetts
Ghetts — Rags 2014
Исполняет Justin Clarke-Samuel
C мини-альбома Duppy, лейбл Boy Better Know
Skepta — Duppy 2006
C мини-альбома Duppy, лейбл Boy Better Know
В июне 2006 года грайм-скандал на высшем уровне: Дэвид Кэмерон — скорокалетний лидер второй в стране политической партии Британии делает замечание главной радиостанции страны за ее репертуар в гангстерском стиле: «Хотелось бы обратиться к Radio 1. Вы понимаете, что та музыка, которую вы заводите по вечерам в субботу, поощряет ношение оружия?».
Тима Вествуда престарелые читатели могут помнить по эфирам «Тачки на прокачку в юкей» на MTV
Будущий премьер-министр не называл имен, но передача
Посмотрите внимательно на британское общество, Дэвид Кэмерон. Заявляя такое, вы отдаляетесь от британской молодежи. Я — молодой черный британский музыкант и я — голос улиц. Вам нужно с нами работать, а не спускать на нас всех собак. Фрагмент открытого письма Lethal Bizzle лидеру партии. Заголовок: David Cameron is a donut. В недословном переводе: Дэвид Кэмерон — дурачок (donut, то есть пончик, на сленге южных английских работяг — мягкая обзывалка идиотом)
Кэмерон ответил рэпперу через три дня публикацией в газете Daily Mirror. Мол, никто не говорил, что во всем виноват
«Криминальный» жанр
Грайм — довольно агрессивный жанр, который отчасти обязан своему появлению криминальным гетто и нелегальным радиостанциям. Очевидно, что он был связан с преступностью и насилием, как и любой подобный стиль. Символом грайма даже стали сложенные в пистолет пальцы — отсылка к выступлениям, где публика во время выступления эмси выхватывала оружие и начинала в азарте стрелять в воздух. Грайм-пати исторически, с самого их появления накрывали рейды полиции, а исполнители садились в тюрьму на долгие годы.
После спада первой волны пиратские станции продолжали работать, но уже не было той захватывающей атмосферы 2004 года. Осенью 2005 года, в ответ на случаи насилия и поножовщины в залах, где выступали прародители грайма — группа So Solid Crew в начале нулевых, которая привнесла в тустеп романтику криминальных разборок, была введена печально известная форма 696, которая в принципе убила культуру тусовок в Лондоне. Согласно этой форме, каждый грайм-эмси обязан был сообщать офицерам всю информацию о предстоящем выступлении, включая персональные данные. Для клубных промоутеров это была еще одна головная боль: форма обязывала их предоставлять полиции план будущих вечеринок в клубах с обязательным уточнением музыкального жанра, целевой аудитории будущей тусовки и даже ее цвета кожи (пункты про жанр и расу отменили через три года,
God’s Gift — Pow back 2005
Devlin
Devlin — End of days 2010
Исполняет James Devlin
C альбома Bud, Sweat & Beers, лейбл Island Records
Такая бюрократическая предвзятость сильно давила на исполнителей. Полиция видела в культуре грайма прямую угрозу, а такие меры помогали подавить практически любую спонтанность публики или музыкантов. Офицеры просто могли назвать выступление «рискованным» или аргументировать его отмену словами «это привлечет нежелательный тип людей».
Подразделение Trident, которое состояло из чернокожих полицейских для работы с черным населением Британии (а грайм-сцена на 90% состоит из чернокожих эмси и битмейкеров), также проверяло и треки музыкантов. И если офицерам казалось, что в текстах есть
JME feat. Giggs — Man don’t care 2015
C альбома Integrity, лейбл Boy Better Know
Rude Kid feat. Ghetts — Banger after banger 2017
C сингла Banger after banger, лейбл Are You Ready Music
Если концерт все же не отменялся, музыканты все равно теряли большие деньги
Парадоксально, что в любом лондонском баре в пятничный вечер происходило все то, что там обычно происходит — и на пьяные драки и другое «рискованное поведение», на которое полиция
Wiley — Bow E3 2007
C альбома Playtime is over, лейбл Big Dada Recordings
Durrty Doogz
Durrty Goodz — Axiom 2007
Исполняет Dwayne Mahorn
C мини-альбома Axiom, лейбл Awkward
Tempa T — Next Hype 2009
Исполняет Nicholas Nyarko-Dei
C сингла Next Hype, лейбл No Hats No Hoods
Наблюдая за такой дискриминацией чернокожей британской молодежи, легко провести исторические параллели с расизмом. Немногие молодежные субкультуры испытывали подобное давление от властей и неудивительно, что жанр
Мэттью Хэнкок — министр культуры и спаситель грайма
Драконовскую форму 696 отменили через 12 лет — поздней осенью 2017 года после открытого письма министра культуры лондонскому мэру. Автор книги об истории грайма, Дэн Хэнкокс, отмечает, что на решение министра во многом повлиял его советник из Universal Music, который знал побольше остальных толка в музыке. Они склонили мэра британской столицы аргументом, что грайм-музыканты своим творчеством не только зарабывают на хлеб, но и приносят ощутимую пользу казне со своих доходов. «Грайм является жизнеспособным коммерческим явлением. Это то, чем город должен гордиться», — объясняли они мэру.
Грайм 2.0. — вторая волна
Давление правительства и полиции во многом определило спад в развитии жанра на несколько лет. Но в 2013 году происходит несколько событий, которые меняют ситуацию и делают грайм
Meridian Dan
Meridian Dan feat. Big H & JME — German whip 2014
Исполняют Adrian Harris, Jamie Adenuga
C сингла German whip, лейбл PMR Records
«Это была бомба. Мы поняли, что можем теперь снова заниматься своей музыкой» DJ Target
В том же году появляется сборник Grime 2.0, полностью состоящий из инструментальных треков. В нем отчетливо слышно влияние
Примеры инструментального грайма 2.0
Примеры инструментального грайма 2.0
В 2014 году ветеран грайма Скепта меняет направление своего творчества и выпускает That’s not me — знаковый трек, отражающий изначальную жесткость грайма с классическим 140 ударов в минуту. That’s not me был символом отказа исполнителя от прежних безвкусных устремлений, ухода от пафоса и возвращения к истокам жанра.
Skepta
В доказательство он снимает малобюджетное видео за 100 долларов и выигрывает за него премию среди чернокожих исполнителей. «Я очень хотел получить награду именно за видео — скажет Скепта в победной речи. — Мы все находимся в тусе, где только и слышно: „моему другану видос обошелся в сотню кусков“, другой говорит, что снял за лимон. И мне нужно их как-то их переплюнуть? Нет, это видео обошлось мне в сотку зелени». Издание приводит ремарку: клип стоит меньше, чем пара кроссовок Nike Air Max. Фирменных, естественно.
Skepta feat. JME — That’s not me 2014
C сингла Who are we, лейбл Boy Better Know
Skepta — Shutdown 2015
Исполняет Joseph Adenuga Jr.
C альбома Konnichiwa, лейбл Boy Better Know
Drake
Примерно тогда же он становится близким другом
Стормзи — один из самых знаменитых эмси среди британской молодежи, который принес грайм в чарты. Главный его хит Shut up изначально был снят как фристайл-ответ всем завистникам, которые хотели дискредитировать успехи исполнителя. Трек набрал миллионы просмотров на Ютюбе и первым в истории грайма попал в британский
«Мы — не американцы! Мы лондонцы, вашу мать!» Цитата Stormzy на многотысячную аудиторию лондонского фестиваля Wireless 2018, в котором принимали участие и рэпующие гости из США
Stormzy — Shut up 2017
Исполняет Michael Omari
C альбома Gang Signs & Prayer, лейбл #Merky Records
Kano — Class of Deja 2019
C альбома Hoodies all summer, лейбл Parlophone
Поэтому где-то с 2014 года популярность грайма снова начинает набирать обороты. German whip от Meridian Dan, фристайлы Стормзи, That’s not me Скепты транслируют изначальную жесткую энергию грайма и они попадают в точку — люди ждут от них честности и хотят видеть исполнителей настоящими, остающимися верными себе.
В 2015 году на вручении значимой британской ТВ-премии BRIT Awards американский рэпер Канье Уэст устраивает эффектное шоу вместе с группой исполнителей в черном с огнеметами в руках. Среди них публика узнает пионеров грайм-сцены — Скепта, JME, Стормзи, Boy Better Known и других. Они исполняют трек All day — после этого музыкальные СМИ начинают обсуждать воскрешение грайма.
Грайм помог британской молодежи рассказать о своей идентичности, происхождении и ежедневной борьбе за существование. Благодаря ему люди выживали, публично заявляли свои права на собственную культуру и творчество, находили силы не мириться с несправедливостью. Несмотря на то, что грайм начинал с микстейпов и пиратских радиостанций, сегодня он оформился в самостоятельный стиль и занял свое законное место на мировой сцене. Грайм не только стал своеобразным ответом американскому хип-хопу, но и голосом целого поколения.
Сейчас грайм возвращается к своему первоначальному самобытному звучанию, но акценты смещаются с агрессивной брутальности на атмосферность, появляются элементы эмбиента. Атмосфера и звучание исполнителей второй волны в целом уже не такие темные и агрессивные, как в Grime 1.0, а более синтезаторные и «сияющие». Эксперименты уже не ограничиваются сэмплами — многие продюсеры оставляют в грайме лишь базовые элементы и смешивают его с другими стилями, что, кстати, еще больше снижает роль эмси в жанре.
Статью написала Лара Леснихина, которая ведет свой блог Rumble Bumble. Помогали ей Миша Цветков — музыкант и автор паблика миша ученик, Кирилл Литвинов — музыкант и автор паблика Dutty Tingz, а также Георг Палладьев — автор паблика История электронной музыки и сайта 12edit.ru.
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!