Hardstep
Георг Палладьев
Grooverider
В начале было слово. В 1994 году Груврайдер хардстепом называл музыку, которую играл в то время. Существует даже легенда, что имя термину подсказал его друг, когда Grooverider заводил новые треки, а тот не знал, как под них двигаться. Благодаря лейблу Kickin’ Records, который помнит еще бойкий британский хардкор, имя прижилось быстро — в том же девяносто четвертом году выходит компиляция Grooverider presents hardstep selection. Volume 1. (К слову сказать, вторая часть последует в девяносто пятом году.)
Хардстеп явился следующей фазой развития рагги в джангле, но на первое место уже ставился не сам речетатив, а музыкальное сопровождение. Вокальные семплы, в основном, дополняют сумбурное исполнение, придавая ему особый вкус. И хотя на обложке компиляции написано о смеси (микстуре) «драм-н-бейса и рагга-стилей джангла», на самом деле хардстеп представляет собой такой пост-рагга-джангл. Когда, вроде бы, время пребывания рагги в ломанных ритмах закончилось, между рагга-джанглом и хардстепом установилась непробиваемая бетонная стена, но все же ямайские темы просачиваются каким-то образом в музыку.
L Double — Retreat 1994
Автор
Ли Джонсон
C компиляции
Grooverider presents hardstep selection. Volume 1, лейбл Kickin’ Records
Вполне возможно, кстати, что уже тогда искали пути отступления, понимая неизбежность разделения сцены. Вполне возможно, что хардстеп был промежуточной фазой между джанглом и драм-н-бейсом. Вполне возможно, что это и есть то самое новое звучание, которое выделяли на закате джангла творцы нового явления. И, видимо, хардстепу было уготована судьба разломать ритм до основания, подготовив базу для драм-н-бейса.
Но вообще, как может показаться из названия, хардстеп не обладает каким-то сверхтяжелым или агрессивным звучанием. Фишка хардстепа состоит в присутствии бас-барабана (так называемой «бочки»), который в джангле почти не появляется — его просто-напросто вырезали и со временем это вошло в привычку. Таким образом невесомый ритм теперь как будто отталкивается от поверхности. Вторая особенность заключается в том, что этот бас-барабан семплируется музыкантом многократно и повторяется не просто (и не только) на протяжении всего трека, но и в какой-либо короткий промежуток времени (скажем, в течение пяти секунд), еще больше запутывая ритм и делая его трудным для танцев — отсюда, видимо, и трудности друга Груврайдера в освоении синхронности музыки с телом. Вообще, запутанный ритм — это конек хардстепа.
Dream Team — Yeah man 1995
Авторы
Брайан Джонсон, Дин Винсент
C сингла
Yeah man / Sweetie, лейбл Joker Records
Ray Keith
Renegade — Terrorist 1994
Автор
Рэй Кейт
C сингла
Terrorist / Something I feel, лейбл Moving Shadow
Гимном хардстеп-движения по праву можно считать известный трек Рэя Кейта — Terrorist, который вышел в том же 1994 году под именем Renegade. «Я просто вбил амен-брейк в свой семплер; обработал его, чтобы он звучал лучше и получил на выходе 4-тактовую закольцовку», — вспоминает Ray Keith, как создавал свой хит, — «Очень много людей использовали амен на заре становления джангла, но Terrorist был первым треком, который использовал чистый амен — я взял его с какой-то брейкбит-компиляции, в то время как многие брали аменовскую сбивку с хип-хоп трека Mantronix — King of the beats. Когда вышла пластинка Terrorist, множество музыкантов начали вырезать ударную партию уже оттуда. Сейчас, конечно, этот трек можно выкинуть в корзину или куда-нибудь еще, или порезать на сотни мелких кусочков, но в те дни мы шинковали ударные вручную».
Alex Reece
Pulp fiction
1995
Reese
Just want another chance
1988
Рэй Кейт совершил еще одну революцию в драм-н-бейсе — это он первый использовал reese bassline (воссозданный бас, услышанный в треке одного из отцов техно Кевина Сондерсона, по прозвищу Reese, Just want another chance). Этот низкочастотный гудеж был призван заменить похожий на ямайский даб отрывистый бас. Это уже потом в ’95 году Alex Reece использует его в своем знаменитом тустеповом треке Pulp fiction, а затем reese bassline будет повсеместно использоваться в текстепе и станет неотъемлимым атрибутом как жанра, так и драм-н-бейса вообще.
Продолжая моду и укрепляя позиции рис-бейслайна и хардстепа, DJ SS (не Schutzstaffel, а Scratching Stein) выпускает черную пластинку, которая, пожалуй, является лучшей демонстрацией хардстепа: ядерная смесь многократно повторяющихся тарелок, бас- и просто барабанов. А сентиментальный медленный …And I will always love you, как подливает масла в огонь и увеличивает дерзкое настроение. Безусловно, эталон хардстепа.
DJ SS
DJ SS — Black 1995
Автор
Лерой Смолл
C сингла
Black, лейбл Formation Colours Series
Splash — Babylon (DJ Trace remix 2) 1995
Автор
Даррен Эллис
Обработка
Пит Парсонс, Дункан Хатчинсон
C компиляции
Hardstep drum ‘n’ bass. Volume 1, лейбл Desert Storm Recordings
Как ни странно, но именно использование чистого амена загрязнило звучание джангла, сделав хардстеп плотным, увесистым и немного тяжелым. Возможно, в этой тяжести и кроется часть причины, по которой хардстеп нашел свое имя. Сейчас уже поздно говорить, но вполне возможно, что хардстеп был отдаленным предком драмфанка, его прототипом. Так или иначе, но его эра была не так длинна — к 1997 году драм-н-бейс сцена была заполнена новыми направлениями, одному из которых хардстеп передал свой жужжащий бас. Что примечательно, один из создателей текстепа — DJ Trace — засветился в хардстеповом ремиксе. Преемственность поколений :-)
Руки вверх!
По кайфу
(В это трудно поверить, но в России были слышны отголоски хардстепа — трек «По кайфу» содержит 12-секундный фрагмент характерных хардстеповых сбивок. В 1997 году он был выпущен в полной версии альбома «Дышите равномерно» московской группы Руки вверх. Но, кажется по звучанию, что записан он был одним-двумя годами раньше.)
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!