Italo House

Георг Палладьев

У итальянцев никогда не было проблем с мелодизмом. Сначала великие композиторы, оставившие богатое наследство для академической музыки; потом собственная версия американского диско — итало. Его затмит на излете эйсида в конце восьмидесятых партия сильных фортепианных пассажей и ими же, чувственными, будут успокаивать второе поколение послерэйвовой молодежи в середине девяностых.

Существует легенда, согласно которой Ride on time изначально был безымянным инструментальным треком с лидирующей фортепианной партией. И один из ее авторов, Даниель Даволи, работая в то время резидентом клуба Starlight в Модене, одним вечером ‘88 года свел а капеллу Лолиты Холлуэй — Love sensation с фортепианным минусом воедино. Публике очень понравилось. В это время в клуб зашел друг Даниеля Мирко Лимони и, услышав, что тот выделывает с маленьким семплером, попросил диджея: «Принеси эту тему в студию — я думаю, у нас получится что-нибудь из нее сделать».

Мирко Лимони, Валерио Семпличи, Даниель Даволи

Black Box — Ride on time 1989

Авторы Дэн Хартман, Даньель Даволи, Мирко Лимони, Валерио Семпличи
Исполняет Mарта Уош
C сингла Ride on time, лейбл Deconstruction

Мирко Лимони был клавишником и виртуозом компьютерной звукозаписи, работал в серьезных студиях. Третьим в их альянсе был Валерио Семпличи — человек с музыкальным образованием, который преподавал кларнет и выступал с концертами в составе симфонического оркестра в миланском оперном театре Ла Скала. Трое увлеченных музыкантов — для создания поджанра то, что нужно. Вместе они состояли в собственном объединении Groove Groove Melody, которое под разными псевдонимами выпускало танцевальные пластинки. Некоторые из них становились международными хитами. В ‘89 году сразу несколько побед: два сингла — Grand piano и Numero uno — попадают в британский хит-парад и держатся там по десять-одиннадцать недель. К Grand piano особое отношение: Даволи ее сделал по подобию английских семплерных солянок, вроде Pump up the volume группы M/A/R/R/S — очень ему хотелось записать нечто подобное. Соединив хиты чикагских хаус-мастеров, голоса легенд диско и фанка, Даволи сеет первые семена итало хауса.

  1. chicago house

Итальянские хиты и источник вдохновения по центру

Итальянские хиты и источник вдохновения по центру

Daniele Davoli

Rosso Barocco — Do-do-don’t stop 1989

Авторы Даньель Даволи, Мирко Лимони, Валерио Семпличи
C сингла Do-do-don’t stop, лейбл Groove Groove Melody

DJ Lelewel — Magic atto II 1989

Авторы Даньель Даволи, Мирко Лимони
C сингла Magic atto II, лейбл Groove Groove Melody

В том же году будут выпущены и другие работы для фортепианного хауса: Magic atto II и Do-do-don’t stop. Подобных треков потом для поджанра будет написано неимоверное количество. Даволи признавался впоследствии, что заводные фортепианные треки на их родине не пользовались ни большим спросом, ни особой популярностью до тех пор, пока работы итальянского трио не признали в других странах. Песенки с незатейливым клавишным фоном и позаимствованными выкриками относят чаще всего к типу второсортного итало хауса; настоящей вершиной считается созданная с нуля композиция с жизнеутверждающей фортепианной партией и сильным голосом приглашенной (или пусть заимствованной, но зато к месту) соул-дивы. Получается приближенный к гараж хаусу трек, но с итальянским колоритом. Ride on time в этом смысле — эталон, на который оглядываются; олимп, на который молятся.

  1. garage house

Loleatta Holloway
Love sensation
1980

Ride on time держится в британском хит-параде 22 недели, на первом месте — шесть недель. Трек попадает в Королевство в начале августа и за неполные пять месяцев сингл становится платиновым — 850 000 проданных экземпляров только на территории острова, рекордсмен года.

ASHA — J. J. tribute 1989

Авторы Паоло Галеацци, Маурицио Парафьорити
C сингла J. J. tribute, лейбл Beat Club Records

Jinny — Keep warm 1991

Авторы Вальтер Кремонини, Алессандро Джиларди
C сингла Keep warm, лейбл Italian Style Production

Dan Hartman

Когда сингл попал на американский рынок и вошел в хит-парад «Билборда», авторы Love sensation заволновались. Дэн Хартман вспоминал, как попал на пластинку Ride on time в одном нью-йоркском бутике и как дерзко, почти издевательски, смотрелись реквизиты итальянского лейбла: адрес, факс, телефон — бери и звони. Так и получилось: участники Black Box получили бумагу с требованием компенсации за нарушение авторских прав.

«Все произошло неимоверно быстро, — рассказывает Даволи. — Мы даже не знали, как себя вести в подобных случаях, мы были по-настоящему растеряны. К нам пришло требование от музиздата Salsoul (который и выпустил Love sensation в ‘80 году), но они категорически отказывались соединять нас с Лолитой. Доходило до того, что нам говорили, будто она уже скончалась. Да-да, это правда — все так и было. А потом она внезапно объявилась. Пришла на телевидение, хотя знала уже, что получит компенсацию. Но ей хотелось придать этому случаю огласку, покрасоваться. Она продолжала кричать и возмущаться, пока, наконец, ребята из RCA не сказали ей: бери три процента — это не так уж и мало; чего ты еще хочешь? „Хочу норковую шубу!“. Ну, ладно-ладно». В итоге диско-дива получила три процента роялти за исполнение и норковую шубу — чтобы забыть о моральных страданиях. Дэн Хартман, как создатель Love sensation, получил треть от продаж Ride on time и указание соавторства в титрах.

Loleatta Holloway

Dirty Trick feat. Lucky EF — Peace… in my heart 1990

Авторы Фабрицио Симончони, Массимо Бани
C сингла Peace… in my heart, лейбл Eviva Records

Johnny Parker — Love it forever 1990

Авторы Андреа Тамбоссо, Джордже Видали
C сингла Love it, лейбл Casa Bianca Records

Хитер Смолл — новый голос Ride on time

Еще одним условием мирного соглашения была замена а капеллы Лолиты другой, очень похожей по исполнению. Копиром стала британская певица Хитер Смолл. Ее версию переиздадут без лишнего шума и так же тихо заменят старый вокал в клипе на новый. К тому времени Black Box, с фонограммой Лолиты, выступит уже на нескольких серьезных телеплощадках; одна из них — всемирно известная британская Top of the pops. Причем, не сказать, что сам автор был против переработки его нетленки — ее еще растащат в эпоху британского гэриджа — Дэн Хартман признавался, что ему итальянский кавер очень понравился, но трек, к сожалению, оказался большим ударом для Лолиты: «Для меня — это моя работа и моя композиция, а для нее эта песня — душевное переживание».

  1. speed garage

Black Box предлагает Холлоуэй сотрудничество, но та просит слишком большой гонорар. С итальянцами на более выгодных условиях соглашается работать подруга Лолиты — Марта Уош — тоже обладательница сильного голоса. И в мае ‘90 года выходит первый альбом итальянского трио, Dreamland, успешный и непокоренный. В качестве исполнителя восьми песен из девяти Марта Уош не указана, в видеоклипах и на обложках альбома, синглов, журналов мелькает французская модель карибского происхождения Катрин Куинол. Соул-дива подает в суд. Музиздат RCA, который выпускает итальянцев в Штатах, провернул, сам того не зная, сделку по принципу испорченного телефона: «Наша компания в Англии заключила сделку с другой конторой в Италии; и в итоге, все достигнутые в Нью-Йорке соглашения были троекратно пересмотрены», — оправдываются в музиздате. Инцидент разрешат внесудебным порядком: компания оплачивает щедрые отступные, заключает контракт с Мартой на восемь сольных альбомов и спонсирует ее американские гастроли.

49ers — Touch me 1989

Авторы Жанфранко Бортолотти, Пьерадис Россини
Исполняет Алиша Уоррен
C сингла Touch me, лейбл Media Records

FPI Project — Going back to my roots 1989

Авторы Марко Фратти, Коррадо Прести, Роберто Итраллацци, Лучано Берри
Исполняет Шерон Ди Кларк
C сингла Rich in paradise, лейбл Paradise Project Records

Sharon Dee Clarke

Как раз в этом время по обе стороны Атлантики горит репутация суперпопулярного дуэта Milli Vanilli. В декабре ‘89 года выясняется, что двое фронтменов группы, которые выступают на сцене, снимаются для обложек альбомов, синглов, журналов, в видеоклипах и дают интервью — не настоящие исполнители песен, а подставные люди, удачно работающие ширмой под фонограмму. Скандал муссируется почти год, со стороны продюсера идет попытка подкупа заявителя, но общественность не унимается. В феврале ‘90 года двум мулатам даже вручают Грэмми за «Дебют года», но уже в ноябре, после признания основателя группы, ее отнимут — беспрецедентный случай в истории церемонии. Лейбл Arista разрывает контракт с немецким дуэтом, удаляет из собственного каталога все связанные с группой наименования, изымает из печати нынешние издания. В судах США десятки исков против группы о мошенничестве. На этом фоне скандала и позора бельгийский хип-хаус коллектив Technotronic, опасаясь санкций, во втором клипе все-таки показывает настоящую вокалистку проекта, Я Кид Кей (до этого группу визуально представляла танцовщица и модель Феллли Килинджи). Участники Black Box тоже официально признаются, что их фронтвумен визуально заменяет Марту Уош. «Черный ящик» оказался с сюрпризом. Но не для всех — Катрин выдавало плохое знание английского, поначалу она с трудом повторяла произносимые в песне слова и от этого рассинхрон губ был заметней. Плюс часто в клубах присутствовали и музыкально образованные люди, которые знали голос Марты Уош и высказывали свои мысли о возможной подставе. Но, несмотря на это, группа с большим успехом выступает в клубах, а 23-летняя Катрин Куинол не успевает отбиваться от поклонников.

  1. hip-house

Молодежь андерграундной Италии в восторге: на смену национальной разновидности американского диско и его электростатической модификации (Hi-NRG) приходит что-то свежее и интересное. «Итальянский хаус для нас — это совсем не то, к чему мы привыкли», — объясняют в Discomagic Records, лейбле, удачно подхватившем волну итало диско и ставшим впоследствии крупнейшим в стране. Теперь он пробует ухватиться за итало хаус. «В неделю мы записываем по шесть-семь синглов и, в основном, это треки в категориях хай-энерджи и евробит, которые суперпопулярны в Японии, Германии и на Ближнем Востоке». Евробит — популярное течение, зародившееся на северных склонах и равнинах Италии, на стыках местного диско и британского синти-попа; доминировав большую часть восьмидесятых, евробит уйдет в девяностые изрядно мутированным в страны Азии. Хай-энерджи же придумали в Штатах, он итальянский только наполовину — одним из его создателей был культивирующий образ усача-южанина Джорджио Мородер.

Eurobeat & Hi-NRG
например

Alex Lee — Take it! 1991

Авторы Алессандро Нери, Марко Барони
C сингла Take it!, лейбл Mighty Quinn Records

Mister X — Round here 1991

Авторы Адриано Додичи, Пьетро Пьеретти, Алессандро Нери, Марко Барони
C сингла Round here, лейбл Palmares Records

Gianfranco Bortolotti

Источники убедительно говорят о поиске нового звучания примерно еще со второй половины восьмидесятых. Когда же итало хаус был найден, сбылись опасения первопроходцев: местные лейблы начали менять вывески: вместо итало диско — итало хаус. В стране спешно начинают разворачиваться продюсерские центры с внушительным количеством сторонних проектов. Лучше всех известна контора Жанфранко Бортолотти; он — за кулисами каждого из новосозданных коллективов собственной империи, развивает мейнстрим и андерграунд. Еще задолго до успеха синглов Groove Groove Melody в Британии, в восемьдесят седьмом, когда хаус-музыка только-только обосновывалась в Европе, Жанфранко свернул деятельность своего итало диско лейбла и со словами «Музыка будущего» открыл хаус музиздат. Грандиозный успех его коллег с треком Ride on time способствует только интересу к задорным фортепианным проигрышам. В начале девяностых Media Records идет на север: Бортолотти открывает филиалы лейбла в Британии и на территории стран Бенилюкса — тот распространяет новую музыку сразу в трех направлениях: в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Прорыв на Западе заставляет итальянцев посмотреть вглубь себя — теперь диджеи признаются: чтобы заполнить танцполы в клубах, не нужны записи зарубежных исполнителей — достаточно и своих. Приобщенные к мировому звучанию, добившиеся успеха в других странах, они теперь любимцы публики.

Piano mix

Piano mix

Но, конечно, фортепианные партии существовали в хаус-музыке задолго и до итальянского вторжения. За неполные пять лет с момента появления жанровых лейблов, было издано достаточно композиций, лидирующую позицию в которых занимали фортепианные проигрыши. Итальянские диджеи, конечно же, вдохновлялись этими пластинками — открытые заимствования с треков чикагских, детройтских и лондонских хаус-мастеров тому лучшее подтверждение. В свою очередь, знающие люди говорят о том, что в первые годы становления хаус-музыки будущие молодые классики из США обращались к винилу не только с родной диско-музыкой, но и к забугорной — итальянской. Композиторы оказались квиты.

Зарубежный итало хаус

Кстати, эпитет italo к хаусу перенялся как раз с итальянского диско. В годы зенита последнего один немецкий лейбл в начале восьмидесятых выпустил компиляцию горячих итальянских хитов, Italo top hits. Однако итальянский — не означает отсутствия сторонних музыкантов. (Хотя коренных представителей на сцене подавляющее большинство, но, например, немецкий фанки хаус трюкач Tonka когда-то заворачивал неплохие композиции на итальянский манер.) Не означает это, конечно, и то, что любой итальянский хаус-релиз может быть зачислен в категорию этого поджанра. Итало хаус назван так потому, что он зародился и пришел в мир из Италии.

Roberto Zanetti

Raimunda Navarro — No lo hago por dinero 1989

Автор Роберто Дзанетти
C сингла No lo hago por dinero, лейбл DWA

DJ Le Roy feat. Bocachica — Yo te quiero 1991

Авторы Адриано Додичи, Пьетро Пьеретти, Алессандро Нери, Марко Барони
Исполняет Бокачика
C сингла Yo te quiero, лейбл Palmares Records

Raúl Orellana — Real wild house 1989

Авторы Рауль Ореллана, Жакин Кувер
C сингла Real wild house, лейбл BCM Records

(Параллельно с собственным развитием итальянский хаус смешивается с европейским, тоже в то время набирающим обороты. Нередки и балеарские проникновения — испанец Пауль Орлеана смешивает привычные фортепианные партии в две руки с фламенкийским настроением. Роберто Дзанетти во времена итало хауса был известен как Savage; в свободное же время — он композитор с набором псевдонимов для исследования музыкальных веяний времени. Вещицы на стыке балеарского и итальянского видов хауса — обычное сочетание для свободных личностей.)

  1. balearic house

В Британии к тому, что на карте Европы появился еще один центр хаус-музыки отнеслись по-разному: кто ревниво, кто спокойно, кто по-снобски (надо же, в Италии узнали, что такое house). Музыкальные журналисты заметили с самоиронией: «Прошли уже те времена, когда мы — британцы — могли не обращать внимания на музыкальные задворки Европы; когда могли просто сидеть с магнитофоном и чековой книжкой, открывая новые жанры».

989 292 506