Liquid Funk
Георг Палладьев
К очередному земному миллениуму драм-н-бейс сцена пребывала в мрачном настроении. Текстеп, нейрофанк, даркстеп — все это не сулит ничего хорошего. Ведь уже на протяжении последних лет музыканты выпускают треки злее и страшнее другого; уже говорят о спешной деградации драм-н-бейса, забывшем о своих корнях, только-только освободившись от оков джангла. Главный заведующий по мелодии, один из крестных отцов стиля, Fabio решает двигать ситуацию в сторону света.
Fabio
В 1998 году он выступает в лондонском клубе Velvet Rooms на вечерах Swerve и играет смесь драм-н-бейса с джазом, фанком и соулом. Когда Фабио работал в конце 80-х на пиратской радиостанции Phaze 1, он ставил в эфир примерно то же самое, только драм-н-бейса и джангла еще на тот момент не существовало. Ныне, чтобы как-то обрисовать в двух словах свои сеты, он кидает в зал новое словосочетание — liquid funk.
«Мероприятия Swerve — это отличное место, где я ставлю те вещи, которые, например, в субботний вечер публика не поймет и не оценит. В середине недели ты находишься в больших раздумьях, чем в середине выходных и поэтому, приходя в среду вечером на мои сеты, люди не хотят грузных и громогласных треков — за это они мне и признательны». Фабио на первое место выводит музыкальность, но старается не уходить от танцевальной составляющей своих выступлений. Он быстро осознал: раз люди неделю за неделей приходят на его игру, то им это нравится. И надо продолжать — таким образом, экспериментируя какое-то время, однажды можно оглянуться и увидеть за собой толпу поклонников.
Solid State — Klass of 76 2000
Авторы Эррол Френсис, Джон Стюарт, Пол Браун
C компиляции Liquid Funk, лейбл Creative Sourсe
Большинство релизов личного музыкального издательства Фабио, Creative Sourсe, пришлось на господствование темных сил в драм-н-бейсе. Частично, именно это и послужило причиной выпуска компиляции Liquid Funk. «Я и Сара Сэнди (из агентства Groove Connection) сели и решили, что многие из этих треков люди могли пропустить — их попросту затмевали брутальные записи, а поэтому не всем могло быть понятно, чем мы занимались все это время. Если их сейчас прослушать, то наверняка вспомнится то время, хотя, на мой взгляд, эти композиции и сейчас звучат очень свежо. Поэтому мы подумали, что здорово было бы создать такую ретроспективу того, что мы сделали с 1996 года». Получился сборник, который начинается с первой пластинки лейбла — Carlito Heaven и заканчивается недавним ремиксом Пешая на Mindgaterz. Плюс несколько обработок Фабио.
Слова о ретроспективе созданного здесь как нельзя кстати. Фабио, как основатель поджанра, только прививает культуру мелодичности и делает это, кажется, с самого нуля, то есть занимается возрождением сладкозвучности. В этом году будет найдено идеальное равновесие между фанком 70-х и тяжелыми сбивками начала двухтысячных. «Я пытаюсь создать звучание золотой середины того, что делает Bukem; того, что делает Peshay; того, что делает Andy C», — объясняет Фабио, — «Я люблю весь этот dark stuff: Bad Company, Ed Rush & Optical. Я думаю, вместе мы сможем достигнуть необходимого баланса».
Marcus Intalex & ST Files
Marcus Intalex & ST Files — How you make me feel 2000
Авторы Маркус Кайе, Ли Дэйвенпорт
C сингла How you make me feel / Neptune, лейбл 31 Records
Восьмого января, всего через неделю после обещанной катастрофы из-за ошибки 2000 года, на лейбле Дока Скотта выходит пластинка, которая становится первым ликвид фанк хитом и бестселлером. Marcus Intalex & S.T. Files (их иногда еще сокращают до M.I.S.T. и вместе они откроют лейбл Soul:r) ускоряют тустеп ударные, помещают на задний план пульсирующие олдскульные басы, но все это затмевают разбросанные по всему треку инструментальные импровизации и гладкий соул напев — когда еще так мужчины пели о чувствах с драм-н-бейс сцены?
Соул — это душа. Это способность спеть нежно и откровенно о радостях и невзгодах. Появившись в Соединенных Штатах в конце 50-х, и неоднократно делившись на поджанры, соул считается самым искренним эмоционально-прочувственным выражением внутреннего состояния человека через голос. Настоящий соул — удел черного населения Америки с их мощными, широкими и красивыми голосами. Понятие соулфул (soulful) считается оценкой для исполнителя или музыканта в соул-музыке, мол, насколько сыграно или спето с душой, насколько откровенно сообщение (message) в песне. В драм-н-бейсе слово соулфул стыкуют с ликвид фанком или же говорят отдельно. Соулфул в ликвид фанке — это теплые мелодичные композиции с присутствием вокализа и/или а капелл из песен с куплетами и припевами, подобных для соула.
Greg Packer — Secret garden 2002
Автор Грег Паркер
C сингла Into the groove / Secret garden, лейбл Defunked
Тони Колман aka London Elektricity
Hospital Records — один из старейших, напару с Creative Source, лейблов, изначально специализирующихся на красивой музыке, смешанной с быстрыми британскими ломанными ритмами. Старше них, разве что, Good Looking с его многочисленными ответвлениями. Основанный во второй половине 90-х бывшим эйсид джаз музыкантом Тони Колманом и выпускником художественного колледжа, дизайнером Крисом Гроссом, звукозаписывающая компания долгое время находилась в глубоком подполье, пытаясь выбраться наружу. Крис рассказывает, что когда они отправляли свои промо-винилы в музыкальные магазины, один бутик прислал им ответ: «Мы не продаем гейский драм-н-бейс» (We don’t sell gay drum & bass). В 1999 году, когда мелодичность снова пришлась ко двору, летом тогда еще дуэт Колмана и Гросса — London Elektricity — выпускает дебютный альбом Pull the plug, который заставляет обратить внимание на ребят и их детище. Пластинка, где длина треков больше 6—8 минут является больше правилом, чем исключением, наполненная мелодичными джазовыми звуками вперемешку с драм-н-бейсом, звучит меланхолично, но очень сильно — чувствуется стержень и, одновременно, отчаяние. Словно, последний, но достойный релиз Hospital.
London Elektricity — Pull the plug 1999
Авторы Тони Колман, Крис Гросс
Исполняет Лиан Кэрролл
C альбома Pull the plug, лейбл Hospital Records
London Elektricity — Wishing well (Danny Byrd remix) 2001
Авторы Тони Колман, Крис Гросс
Обработка Дэнни Бёрд
C альбома In the waiting room (2002), лейбл Form & Function Вскоре Крис Гросс займется вплотную управленческой деятельностью музыкального издательства, а Колман продолжит заниматься музыкальным проектом и будет одной из видных фигур лейбла. Это они откроют миру Линкольна Барретта (aka High Contrast), который уже после первых релизов становится иконой ликвид фанк движения (не говоря уже о дебютном альбоме True colours). После кратковременных скитаний по разным местам находят свой дом братья Gresham: Дэн — Nu:Tone, Мэтт — Logistics. Собрав все сливки и самые яркие таланты ликвид фанка, Hospital Records становится меккой для фанатов интеллиджента нового тысячелетия.
High Contrast — Return of forever 2002
Автор Линкольн Барретт
C альбома True colours, лейбл Hospital Records
Logistics — Together 2004
Автор Мэтт Грэшам
C мини-альбома Spacejam EP, лейбл Hospital Records
Logistics
Nu:Tone — Breathless 2005
Автор Дэн Грэшам
C альбома Brave nu world, лейбл Hospital Records Единого мнения по поводу того, что означает термин liquid funk, нет. Некоторые говорят о характерном звучании релизов лейбла Creative Source: подвижная мягкая музыка — это как критерий отбора композиций на их издание. И, таким образом, можно охарактеризовать сам ликвид фанк. (Что, в общем-то, косвенно подтверждает название и само наполнение одноименной компиляции.) Другие, почти дословно понимая значение слова liquid, говорят о сверхтекучести фанка, как о его быстрой версии: истый фанк имеет скорость 120—130 ударов в минуту, текучий фанк, в среднем, разгоняется до 170—175 ударов в минуту.
Иные рассуждают о важном составляющем фанка — басовой партии; и то, что неряшливо-скользкий жирный бас с улыбкой на лице, вкупе с ударными, и создает ощущение быстротечности музыки. Существует также версия, опирающаяся на множественные значения слова liquid; двое из них это светлый или плавный. Это следует понимать как контрудар и ответ недавно названному нейро — нервозному фанку. Учитывая историю создания спокойного фанка, эта версия кажется наиболее вероятной.
Немецкий дуэт Duo Infernale хоть и не одаривает своих почтенных слушателей обильным числом релизов, но он берет публику качеством и задушевностью своих работ. Объединившись в 2004 году, Йорг и Тьен создали бутлег на хит Алишии Кийс You don’t know my name 2003 года. Вооружившись поддержкой друзей по цеху, неописуемой красоты обработка звучала на всех дискотеках от Берлина до британского Бирмингема.
Duo Infernale
Alicia Keys — You don’t know my name (Duo Infernale rmx) 2004
Авторы Алисия Кук, Канье Уэст
Исполняет Алисия Кук
Обработка Duo Infernale
C бутлега You don’t know my name Как бы парадоксально это не звучало, но ликвид фанк — это не только фанк. Это и течения, которые легли в основу фанка тоже, а именно: соул, ритм-н-блюз и, конечно же, джаз. Поэтому, говоря о фанке, и говоря о ликвид фанке, имеют ввиду и три вышеназванных стиля тоже. В результате получается очень богатый симбиоз направлений, объединенных в одно название, одну идею, один поджанр. Очень часто встречаются мнения, что ликвид фанк пришел на замену в двухтысячных арткору из девяностых. Отчасти верно — арткор также имел очень широкие рамки мелодичности при богатых родителях, но как-то очень быстро сошел на нет вместе с джазстепом к концу второго тысячелетия. Однако арткор все же считается более атмосферной музыкой, с треками «попроще», с синтетической доминантой; тогда как в структуре ликвид фанка больше музыки построенной на живых инструментах со случаями, встречающимися все чаще и чаще — с привлечением вокалистов, что для арткора все же редкость. В любом случае имеют место разговоры об эволюции интеллигентной стороны драм-н-бейса.
Peshay
Во время становления поджанра, возврату фанка в драм-н-бейс помогли два трека двух признанных музыкальных гениев. Adam F создал Brand new funk — композицию, пропитанную духом саундтреков к американским кинолентам про полицейских в 70-е; кажется, одна из его последних олдскуловых работ до ухода в другую степь драм-н-бейса. Peshay — Miles from home это пример раннего неотесанного ликвид фанка, но очень близкого к стандартам, которые определятся всего через пару лет.
Adam F — Brand new funk 1998
Автор Адам Фентон
C сингла Brand new funk, лейбл V Recordings
Peshay — Miles from home 1998
Автор Пол Пеши
C сингла Miles from home, лейбл Mo Wax
Bryan Gee
V Recordings — матерый лейбл, основанный в 1993 году Брайаном Джи и который помнит, как все начиналось. Это Брайан в 2001 году привез и выпустил на территорию Соединенного Королевства хиты бразильских волшебников, благодаря чему туман от влажности жестких ритмов на острове рассеялся. В 2004-м Брайан основывает дочерний музиздат и, подчеркивая его тематическую направленность, нарекает его Liquid V.
За очень короткий срок звукозаписывающая компания становится в ряд с другими известными лейблами, издающими ликвид фанк, а для поклонников поджанра лейбл — еще одно священное место, где создают и издают музыку из солнечного королевства. Liquid V славится своим подходом поддерживать и молодых исполнителей, и не обижать старших по званию. Периодически на лейбле издаются Utah Jazz, Drumajik, Calibre, DJ Marky & XRS, бывший участник Bad Company — D-Bridge, а также музыканты новой волны ликвид фанка: Alix Perez, Eveson, SPY, Mosus и другие.
Calibre & Zero Tolerance — One word 2004
Авторы Доминик Мартин, Киан Маккейн
C сингла Drowning in you / One word, лейбл Liquid V
DJ Marky & XRS
Всего спустя 3 года после начала возгорания бразильской волны и официального их признания со стороны британской сцены, двое друзей-музыкантов DJ Marky & XRS теперь запускают (заново) собственный лейбл Innerground Records, специализирующийся на мелодичной стороне драм-н-бейса. Их приход, или даже вторжение, пришлось на первую волну популярности ликвид фанка. Их десятая пластинка — это, фактически, эталон соулфула.
Спустя пять лет после выпуска именной компиляции, Фабио презентует вторую часть сборника Liquid Funk. Продолжение, если взглянуть правде в глаза, запоздалое — в общем-то, большинство специализированных на ликвид фанке лейблов уже успели выпустить как минимум пятерку сборников, собирая самое лучшее, что у них было выпущено в предыдущем полугодии. Впрочем, Фабио это мало волнует, т. к. он имеет рупор посильнее, чем издание пластинок — оставаясь вести двухчасовой эфир в одиночестве в ночь с субботы на воскресенье, из студии Radio 1 он заводит на весь мир бодрый ликвид фанк и часто приглашает именитых гостей из драм-н-бейс сцены сыграть их любимое на данный момент.
DJ Marky & XRS — Distant lover 2005
Авторы Марко Силва, Шершес де Ольвейра
C сингла Distant lover / 25th floor, лейбл Innerground Records
Bungle — 25th floor 2005
Автор Андре Собота
C сингла Distant lover / 25th floor, лейбл Innerground Records
Ретроспектива изданного за прошлую пятилетку как-то затмевает само событие релиза. Уже одно понимание, что это от самого создателя движения причисляет сборник в разряд вещей must have. Отсюда и весь трепет. И, естественно, невольно находят мысли о сравнении сцены в год выпуска первой части и в момент, когда компиляция стала дилогией. Фабио свою задачу выполнил: темная сторона драм-н-бейс сцены обрела себе крепкого антипода — добро с кулаками и проникновенным солнечным мелодизмом. Можно немного и расслабиться :-)
Истории не только жанров
12″ в социальных сетях с ежедневным материалами об истории электронной музыки: документальные фильмы, заметки о жанрах, истории треков и альбомов, видеолекции, тематические миксы и подборки, шоукейсы современных музыкантов и анонсы статей. Присоединяйтесь!