Благодарю за поддержку. В течение часа вам придет письмо с кодом. Ok

Drum ‘n’ Bass

георг палладьев

Если оглянуться и представить, что разделения сцены не произошло бы, то к концу второго тысячелетия, джангл бы полностью прекратил бы свое существование как стиль и оставался бы в воспоминаниях музыкантов и слушателей. Отчасти, он начал себя изживать во время рагга-джангла и издавал уже последние вздохи в последних его поджанрах — джамп-апе и хардстепе. Построенный на самосемплировании, джангл быстро дошел до самоизоляции. Ему не повезло: при таком богатом слиянии музыкальных родителей, его погубил ямайский вирус.

  1. jungle
  2. ragga jungle

Комитет по ограничению влияния рагга-джангла в массах проиграл войну против стереотипов — джангл и рагга теперь навеки братья и продвигать что-то новое под старым именем было чрезвычайно трудно, если не невозможно. Еще в 1994 году, когда только-только начиналась рагга-эпидемия, некоторые музыканты, несогласные работать в модном направлении и несогласные мерить свою музыку уже опошленным словом jungle, отгораживались новым термином — drum ‘n’ bass. Fabio: «То, что происходило с джанглом — это ужас. Он был просто раздавлен прессой. И мы тогда решили: если нам не все равно, то необходимо сменить имя, потому что ловить здесь уже нечего».

Origin Unknown

Origin Unknown — Valley of the shadows 1993

Авторы Эндрю Кларк, Энтони Майлз
C сингла The touch / Valley of the shadows, лейбл RAM Records

Andy C — Cool down 1994

Автор Эндрю Кларк
C сингла Cool down, лейбл RAM Records

  1. darkcore

Считается, что первым треком в стиле драм-н-бейс, как его понимают сейчас, был дарккоровый гимн ’93 года Valley of the shadows. Правда, какой уж там драмн-н-бейс в девяносто третьем, когда даже джангл называли хардкором :-) Ant Miles, половина дуэта Origin Unknown, вспоминает: «В то время хардкор менялся, музыка делилась на две половины: одни уходили в хеппи хардкор, другие в джангл. К тому времени у меня был готов трек с прямой бочкой, а потом вместе с Энди мы решили придать ему более африканское, джангловое звучание с фразой про длинный темный тоннель». С тех пор было продано 80 000 копий сингла и его покупают до сих пор. «Это одна из тех тем, про которую люди мне говорили, что это гимн», — продолжает Энт, — «За свою жизнь я рэйвился всего несколько раз, мне нравится больше проводить время у компьютера за музыкой, но вообще мне очень приятно думать, что косвенным или прямым образом я участвовал в создании драм-н-бейса. Нет, я не говорю, что Valley of the shadows — это альфа и омега d&b-движения, но когда я буду умирать, я буду знать, что мы вместе с Энди сделали нечто особое».

Слову drum ‘n’ bass, кстати, уже много лет. Еще в конце 80-х на некоторых пиратских станциях Британии фразой драм-н-бейс давали характеристику старым записям в стиле фанк и соул. Диджей Тревор Нельсон в те годы драм-н-бейсом называл фанк с очень грубым и глубоким звучанием. По легенде у не менее легендарной тогда еще пиратской радиостанции Kiss FM была заставка Drum ‘n’ Bass style on Kiss FM. Так что драм-н-бейс конца восьмидесятых тогда звучал так :-)

Тематический плакат «Барабанщик в джунглях»

Грубо, но глубоко

Грубо, но глубоко

Имя подхватили и в течение 1994 года британский лейбл Breakdown, известный своими релизами еще со времен хардкора Соединенного Королевства, выпускает серию компиляций Drum ‘n’ Bass selection. Собственно, к драм-н-бейсу они имели мало отношения — от силы четверть треков (а иногда и меньше) представляли собой не рагга-джангл и не джангл вообще. (А со второго выпуска на обложке появляется надпись «Двадцать лучших jungle-гимнов».) Считается, что с тех пор и внеслась сумятица и неразбериха с терминами. А диспуты на тему отличий между джанглом и драм-н-бейсом продолжаются до сих пор.

В политкорректных Соединенных Штатах решили проблему почти идеально: приравняли джангл к драм-н-бейсу и пишут теперь направление в один термин: Jungle Drum ‘n’ Bass — JDB. Стремление угодить всем, понравилось в определенных кругах спорщиков и музыкантов, но дальше Канады определение слипнувшихся двух жанров не уходит, а за пределами Атлантики термин хоть и знают, но не шибко применяют.

Конечно, различия есть. Не сказать, что очень большие, но именно они делают drum ‘n’ bass драм-н-бейсом, и, в то же время, являются камнем преткновения в спорах. Изначально, когда уже бывшие джангл-творцы уносили все на другое поле, замысел состоял в сохранении музыки, ее дальнейшем развитии, но без рагга-читки и под новым именем. Одновременно со старым, аменовским (шумным и плотным с большим количеством ударных) звучанием параллельно существовало уже тустеповое, то есть вместо сумбурного набора ударов было всего два: пумс—пустота—пумс—пустота. Отсюда и название: 2-step. Пионером тустепового звучания в драм-н-бейсе считается Alex Reece, когда выпустил на лейбле Metalheadz минималистичный джазстеп-трек Pulp fiction в 1995 году. В тустепе находят спасение и почти весь лейбл Голди использует его в релизах того времени.

  1. jazzstep

Alex Reece — Pulp fiction 1995

Автор Алекс Рис
C сингла Pulp fiction / Chill pill, лейбл Metalheadz

Alex Reece

JMJ & Flytronix — Into the deep 1996

Авторы Джейсон Харрен, Дэниэл Демирри
C сингла Into the deep / Delusions, лейбл Moving Shadow

В середине 1995 года драм-н-бейс, по инициативе нового программного директора Radio 1 — Тревора Денна — и по просьбам молодых слушателей главной радиостанции Британского Королевства, получает площадку и отличный шанс: часовой или полутора часовой (длительность эфиров все время варьировалось) эфир по четвергам. Живое радио- представление One in the Jungle строилось по принципу «диджей играет, эмси объявляет» (Игравшие, кстати, сами выбирали себе конферансье.) Сначала записали семь пилотных выпусков в течение лета, а с весны 1996 года вплоть до конца ’97 года восемьдесят семь раз живое шоу выходило в эфир. Тру джанглисты не верили своим глазам — их любимая музыка теперь звучит не на пиратских станциях, как они привыкли слышать, а на самой Radio 1.

Goldie & MC GQ @ One in the Jungle 1995

Запись живого выступления от 27 июля 1995 года

Впрочем, главная радиостанция преподнесет ее слушателям и не такой подарок: в январе 1998 года крестные отцы джангла, а теперь уже и драм-н-бейса — Фабио и Груврайдер — уходят с Kiss FM и главная радиостанция Британского Королевства приглашает их вести собственное двухчасовое радио-шоу, в котором они остаются до сих пор. Drum ‘n’ Bass show with Fabio & Grooverider сначала идет в ночь с пятницы на субботу, а потом с субботы на воскресенье.

Событие, без которого нет 1995 года — выход эпического альбома Goldie Timeless. В большинстве случаев, когда говорят про драм-н-бейс, вспоминают его. Еще год назад Голди дразнил общественность, выпустив семплер к своей дебютной пластинке, но уже там была очаровывающая 21-минутная симфония, дающая название альбому. Timeless удивительный для драм-н-бейса альбом, который увлекает слушателя в путешествие по морям, лесам и океанам. Это первый звонок по так называемой брейкбитовой науке (breakbeat science), когда ритм, как мозаику, собирают буквально по частям, по мелким кусочкам. «Технически мой альбом похож на часы Rolex», — делится Голди, — «Прекрасные снаружи, но их механизм внутри просто взрывает мозг. Эти ритмовые закольцовки, скульптурой которых я занимался лично, имеют четыре измерения». И хотя за 4hero стоит статус первого альбома в JDB, (за Parallel universe 1994 года их музыку назвали интеллигентной :-) Goldie смог раскрыть суть драм-н-бейса, поднять планку его создания на новый уровень, поэкспериментировать и совместить нежность и жесткость стиля, постоянно балансируя на грани, и рискуя свалиться во что-нибудь одно. Одни джазовые напевы Дианы Шарламейн чего стоят.

Goldie

Goldie — Timeless 1994

Авторы Клиффорд Прайс, Роб Плейфорд, Диана Шарламейн
Исполняет Диана Шарламейн
C альбома Timeless (1995), лейбл FFRR

Photek — Seven samurai 1995

Автор Руперт Паркс
C сингла Seven samurai / Complex, лейбл Photek

  1. jump-up
  2. artcore

1996 год: отпрыск джангла jump-up находится на вершине популярности в клубах, слово jungle в сообществе под запретом (говорят, что Голди давал в морду журналистам, которые причисляли его альбом Timeless к джанглу); Букем продолжает воспитывать музыкальную интеллигенцию, радуя новыми релизами и привлекая новых артистов на Good Looking Records; Фабио раскручивает собственный лейбл Creative Sourсe и дает прежде носящему имя джаз-н-бассу (а раньше и джази джанглу) определение jazzstep. Начинает набирать обороты текстеп — поджанр, в котором нашли спасение. Вообще, вторая половина 90-х, особенно последние годы, знамениты вторым пришествием дарксайда — то есть рождением новых направлений в драм-н-бейсе, характеризующихся темным и жестким звуком. Текстеп как раз знаменит тустеповой ритмикой, которая предлагала отказаться от готовых закольцовок (в данном случае, аменовских — символа джангла) и создавать ударные самому; не важно из чего: записывая настоящие или вырезая их из старых фанк- и соул-пластинок. В этом и проявляется та самая брейкбитовая наука. Позже она проникнет в нейрофанк (прогрессивную версию текстепа), а апогеем учения станет развитие драмфанка — поджанра, характеризующегося на создании сложных ритмов и уделения им внимания на протяжении всей длительности трека.

  1. drumfunk
  2. techstep
  3. neurofunk

(Нико Сайкс, владелец главного текстепового лейбла No U Turn, рассказывал, что techstep появился в результате умозаключений гения Эда Раша, который ходил в один день по студии и сказал, что больше нельзя использовать рагга-семплы, саунд должен быть более техничным.)

Dillinja

Dillinja — Deep deadly subs (VIP) 1996

Автор Карл Френсис
Со сплит-сингла Jah VIP rollers remmix / Deadly deep subs remix, лейбл Razors Edge

Ed Rush & Fierce — Locust 1997

Авторы Бен Сеттл, Дэниэл Бурк, Нико Сайкс
C компиляции Prototype years, лейбл Prototype

Музыкальные издания очень любят говорить о том, что в 1997 году бристолький музыкант Рони Сайз, сколотивший команду из восьми музыкантов Reprazent, получил за пластинку New forms награду Mercury Prize, как за лучший альбом года, соперничая с такими видными деятелями, как: Chemical Brothers, Spice Girls, Prodigy, Primal Scream, Radiohead и прочими. Хотя альбом не особо богат музыкальными красками (как, скажем, Adam F — Colours) и слушается как-то на один манер; но при этом музыкальные издания забывают упомянуть альбом 4hero — Two pages в номинантах на Mercury Awards ’98 года. Вполне возможно, что причина выбора жюри не только в хорошей пропаганде контрабасового звучания Рони Сайза, но и в окончательном признании драм-н-бейс культуры, а сама культура по этому поводу ликует и гордится этим, как признанное общественностью малоостровное государство. И хотя в журналах после задавались вопросом: «И где же теперь выигравшие?», вышеназванная драм-н-бейс культура проникала в музыку других исполнителей других стилей, звучала в рекламе, и в кино.

Adam F — Jaxx 1997

Автор Адам Фентонn
C альбома Colours, лейбл Positiva

Grooverider — On the double 1998

Авторы Рэймонт Бингам, Мэтт Куинн
C альбома Mysteries of funk, лейбл Higher Ground

Grooverider

1998 год ознаменовался несколькими событиями: выходом первого сольного альбома Груврайдера и вторым эпическим альбомом Голди. Grooverider работает в своем амплуа, но почти не верится, что после десяти лет выступлений, он все же выпускает дебютную пластинку. Имя ее есть отражение музыкальных настроений последних лет второго тысячелетия — Mysteries of funk. Название как нельзя лучше отражает настроение альбома: в нем Груврайдер, можно сказать, продолжает дело Рони Сайза, но очень хитро и по-мастерски переплетает музыкальные и живые, и виртуальные инструменты, продолжая оставаться верным своему темному делу. (Мэтт Куин, он же Optical, работал звукорежиссером у Груврайдера днем, а ночью, совместно с Эдом Рашем, отправлялся в их тесную студию и выпускал пар в эпохальном для нейрофанка альбоме Wormhole.)

Голди, как истинный безумец, реализует главную свою амбицию и выпускает 60-минутную пьесу Mother, которая предстает для нас большим откровением, чем все созданное Голди до этого. Mother — это тема для 30-струнного оркестра, слияние классики и современности, и без лишней помпы великое произведение в драм-н-бейсе. «Как вы думаете, я могу ужать все, что происходило со мной и мамой, в пять минут? Нет. Я хотел пройти полный путь, от начала до конца, сколько бы это времени не заняло. Я переживаю всю свою боль заново в этой одной песне, именно для того, чтобы сбросить бремя с плеч. Это стоит того, чтобы сесть на час и услышать все, через что мы прошли, и мне кажется, люди последуют за мной», — рассказывает Голди, — «Этот трек убил меня. После него я чувствовал себя развалившимся, я два дня плакал. Он навел меня на вещи, которые я не думал, что когда-нибудь сделаю».

Goldie — Mother 1998

Авторы Клиффорд Прайс, Джон Альтман, Мэтт Куинн
Исполняет Диана Шарламейн, Клиффорд Прайс
C альбома Saturnz return, лейбл FFRR

Второй раз смотрящее грозно на нас то ли подобие маски, то ли шлема, то ли черепа — того самого фирменного знака звукозаписывающей компании Metalheadz, который Голди нарисовал с делившим съемную квартиру художником за одну ночь в начале 90-х, и которую, кажется, копируют все без исключения лейблы и мероприятия с черепами и наушниками. Возвращение Сатурна — это астрологический феномен, когда через каждые 29 с половиной лет Сатурн возвращается в то же положение, какое было при рождении человека.

Fabio

На рубеже тысячелетий в драм-н-бейсе наметился кризис. А точнее, повальное увлечение одной идеей, что и послужило началу кризиса. С момента создания текстепа и выведением его на орбиту, а затем возникновения нейрофанка, а потом уже и крайней формы такой мрачной музыки как даркстеп, драм-н-бейс перестал котироваться в массах как разносторонний стиль — он больше воспринимался как единый организм, поглощенный созданием мрачной музыки. Тем более, что на тот момент у драм-н-бейса появился сильный и достойный конкурент — британский гэридж (UK Garage). Он был создан на основе американского «гаража» (Garage House), когда диджеи в Англии повышали скорость трансатлантических треков дабы угодить больше местной аудитории, привыкшей к джанглу. Тогда же британец и получил второе имя — speed garage (ускоренный гэридж).

  1. garage house
  2. speed garage

Aphrodite — Cross channel 1999

Автор Гевин Кинг
C альбома Aphrodite, лейбл V2 Records

Kosheen — (Slip & Side) Suicide 2001

Авторы Даррен Бил, Марк Моррисон, Шан Эванс
Исполняет Шан Эванс
C сингла (Slip & Side) Suicide, лейбл Moksha Recordings

Sian Evans

(Отвлекаясь немного от темы. Aphrodite — король британских басовых линий с глубоким звучанием. Создал немало хитов в свое время, один из которых — Cross channel, с мощным началом у пляжа с черной галькой, металлическим звоном летящих чаек и отголосками рождающейся Афродиты в пасмурный полдень. Kosheen отразили в своем треке тяжелое мрачное бристольское настроение и получился один из гимнов драм-н-бейса, не джангла.)

«Это должно было произойти», — заключает DJ SS, — «Дарксайд пришел и очистил сцену от людей, которые своим приходом испортили наши вечеринки. Мы сами из хардкора и когда было первое явление дарксайда, он очистил тогдашнюю сцену от лишних людей. То же самое случилось и в драм-н-бейсе. Причем, в мрачной музыке я не вижу ничего плохого, но последние несколько лет были очень плохим периодом для драм-н-бейса, когда он потерял свою уникальность». Аналогично, как и 4 года назад, в 1994-м, но уже новый стиль и новая надежда дошла до самоизоляции и самосемплирования.

  1. liquid funk

Но драм-н-бейс выжил. Во многом, благодаря усилиям команды людей, объединенных тоже одной идеей, но это было стремление нести свет в массы, если не разгоняя тьму, то хотя бы жить в мире и согласии среди разных направлений. Фабио в 1998 году начинает выводить течение — Liquid Funk, выпуская в 2000-м одноименную компиляцию. Таким образом, он возвращает утерянные корни драм-н-бейса, а точнее, указывает последнему на благородное родство. Ликвид приживается и в скором времени новый поджанр в течение нескольких лет является самым доходным из всех направлений в драм-н-бейсе.

D. Kay & Epsilon — Barcelona 2003

Авторы Давид Куленкампф, Драголюб Дробнякович
C сингла Barcelona, лейбл BC Authorised

Kelis — Trick me (Artificial Intelligence remix) 2004

Авторы Келис Роджерс, Даллас Остин
Исполняет Келис Роджерс
Обработка Сула Уорнер, Гленн Гервейер
C альбома Trick me, лейбл Virgin

DJ Marky, Makoto & A Sides — Tonight 2007

Авторы Марко Сильва, Макото Шимицу, Джейсон Кембридж
C компиляции The masterplan. Part 2, лейбл Innerground Records

С наступлением двухтысячных, драм-н-бейс сцена переживает бурное расширение в географическом плане: появляются многочисленные музыканты за пределами Британии: в Европе, Новой Зеландии, Бразилии, Соединенных Штатах. Появляются новые поджанры, воскрешаются забытые старые — Andy C. и Shimon в 2001 году выпускают сингл Body rock, которым, с одной стороны возвращают веселье в драм-н-бейс, а с другой — вызывают у непривыкших к экзотике слушателей когнитивный диссонанс.


И все же на вопрос «чем отличается джангл от драм-н-бейса?» так и не был дан четкий ответ. Драм-н-бейс представляет собой историческое продолжение джангла с усложненным звучанием. Джангл опирался на самосемплирование, он создавался путем ускорения и зацикливания от силы пяти-шести барабанных сбивок, вырезанных из старых фанковых композиций (The Winstons — Amen, brother; Lyn Collins — Think; James Brown — Funky drummer; The Commodores — The assembly line; James Brown — Tighten up и Soul pride). Краеугольным камнем джангла был и по-прежнему остается амен брейк. Деятели драм-н-бейса какое-то время были озабочены созданием собственных ударных. (Один из ранних примеров отделения — альбом Голди Timeless, где чувствуется уже совсем другой звук. Это не джангл.) В результате чего родился текстеп, как одна из отличительных особенностей драм-н-бейса от джангла. В драм-н-бейсе вообще редко используется амен брейк — от него решили отказаться, как от тяжкого напоминания о былых рагга-временах.

Составные джангла

Составные джангла

Конечно, самосемплирование присутствует и в драм-н-бейсе — работает аналогичная схема как и в джангле: кто-то создает новые ударные и они, набирая популярность, мгновенно расходятся в композиции разных музыкантов, становясь форматом. Однако драм-н-бейс не отказался от музыкальных корней и пример тому многочисленные поджанры, возникшие в разные годы его развития. Когда как джангл не успел воспользоваться своим богатым наследием. А уж тем более, когда в начале двухтысячных набирает обороты новая школа джангла с реанимированным привычным звучанием середины 90-х и добавлением современных музыкальных достижений, уже и разговоры о том, что «джангл и драм-н-бейс — это одно и то же» кажутся смехотворными.

Seba & Alaska

Seba — Distance 2010

Автор Себастиан Аренберг
C сингла Pressure point / Distance, лейбл Metalheadz Platinum

Alaska — Kodiak 2010

Автор Дев Пандья
C альбома The mesozoic era, лейбл Arctic Music

Удивительная ситуация: джангл и драм-н-бейс — вроде как очень похожая музыка, первый является родителем второго, но при этом драм-н-бейс не является поджанром джангла, он самостоятельная единица, еще один жанр электронной музыки, который живет собственной жизнью. Однако в связке музыкальных стилей они очень часто идут вместе — Jungle / Drum ‘n’ Bass — их так и пишут, словно намекая о первой фазе развития жанра, а потом о второй после распада первой. Вот это и есть тот самый камень преткновения среди слушателей джангла и драм-н-бейса, бесконечно дискутирующих о сходствах и различиях.

7071234560